Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Напишите пожалуйста о лингвистической концепции В. А. Богородицкого. Ничего не могу найти.

Знаток (276), закрыт 6 лет назад
Лучший ответ
Лингвистическую концепцию В.А.Богородицкого отличает интегративность представления лингвистических знаний, фактологическая насыщенность и непреходящая значимость обобщающих суждений. Лингвистическое наследие В.А.Богородицкого, предвосхитившее постановку и решение многих актуальных проблем современной науки о языке, обширно, многогранно, теоретически и практически ценно. С его плодотворной деятельностью ˝настоящего двигателя науки˝ (И.А. Бодуэн де Куртенэ) связана целая эпоха в развитии отечественного языковедения.

Говоря о грамматике и включая в нее фонетику, морфологию (со стороны семиологической и формальной) и синтаксис, автор соотносит ее с лексикологией, имея в виду словарь – слова и их значения в современном употреблении и в письменных памятниках прошлого. Показательно, что эту область чистого языковедения он дополняет областью приложений, относя к последним а) вопросы культурно-исторической жизни, б) вопросы учебно-педагогического профиля [Богородицкий 1913: 6].

В связи с этим следует подчеркнуть, что через весь ˝Общий курс русской грамматики˝ красной нитью проходит мысль о целостности языковых уровней, которая долгое время оставалась невостребованной и заявила о себе лишь в 70-80 годы прошлого века в связи с развитием лингвистики текста. Существенно и то, что проф. Богородицкому удалось соотнести цельность объекта исследования и его лингвистического рассмотрения, характеризующегося, с одной стороны, строгой системностью, с другой – многоаспектностью применяемых технологий.

Так, касаясь вопроса статуса морфологии и синтаксиса, Богородицкий подчеркивает их нераздельность, считая, что … ˝в действительности та и другая сторона тесно связаны и даже слиты между собою, ибо морфология представляет, так сказать, инвентарь отдельных категорий слов и их форм, а синтаксис показывает все эти слова и формы в их движении и жизни – в предложении˝ [Богородицкий 1935: 207].

В работе ˝Казанская лингвистическая школа˝, написанной на закате его жизни и творчества (1939), сформулированы базовые постулаты этой школы, прослежен процесс ее формирования и упрочения, а также обозначен путь становления самого Богородицкого как ученого и педагога, путь его поступательного восхождения в различных областях языкознания, лингвометодики и смежных наук. При этом наиболее важным, по его мнению, явилось десятилетие 1880-1890 гг. как время выработки собственной научной базы.

Описание своих трудов проф. Богородицкий осуществляет ˝соответственно их содержанию˝ по 5-ти основным направлениям: I. От неударяемого русского вокализма к ˝Общему курсу русской грамматики˝; II. От изучения малограмотных написаний к освещению сложного ассоциативного агрегата слов, и речи, и процессов в них; III. От говора дер. Белой к диалектологическим исследованиям; IV. Сравнительная грамматика индоевропейских языков, также тюрко-татарских и общее языковедение; V. Экспериментальная фонетика [Богородицкий 1939].

Андрамонова Н.А. Теоретико-образовательный потенциал грамматического наследия В.А.Богородицкого / Н.А.Андрамонова // В.А.Богородицкий: научное наследие и современное языковедение: труды и материалы Международной научной конференции (Казань, 4-7 мая 2007 года) / Казан. гос. ун-т; Ин-т языкознания РАН; Ин-т лингвист. исслед. РАН; под общ. ред. К.Р.Галиуллина, Г.А.Николаева.– Казань: Казан. гос. ун-т им. В.И.Ульянова-Ленина, 2007.– Т.1.- С.8-12

Казанский государственный университет. В.А.Богородицкий и Казанская лингвистическая школа, история языкознания. Основные вопросы: синтаксис, системность, переходность, коммуникативность, семиология, ассоциативность.

http://www.kls.ksu.ru/boduen/bogorart.php?id=1&num=3000000
http://www.ksu.ru/f10/bibl/kls/bogor/work_bogor.php

Смотрите это и ОЧЕНЬ МНОГОЕ ДРУГОЕ!
Остальные ответы
Похожие вопросы
Также спрашивают