PROF- Кузбасс
Мастер
(1140)
12 лет назад
По своей духовной направленности философия Спинозы была глубоко религиозной. В основе ее лежала созерцательная любовь к Богу. Но свою интуицию философ пытался заключить в строгие рамки математической логики. Он считал, что познание восходит к совершенству по 3 ступеням (чувственное, абстрактное и интуитивное познание) . По его мнению, рациональная интуиция свидетельствует в пользу абсолютного монизма. Бог есть всё — бесконечная Субстанция, Которая включает в Себя и мышление, и протяженность (материю) . Иногда Спиноза говорил о тождестве Бога и природы, чем давал повод считать его атеистом. Однако для него Божество, объемлющее Вселенную, было единственной подлинной Реальностью. Поэтому он решительно отвергал обвинение в атеизме. Можно сказать, что для Спинозы ничего, кроме Бога, не существует. Законы природы — это проявления Бога; Его нельзя мыслить вне мира; Он внутри него. Бог обладает неизменной природой, которая детерминирует Его проявления и в том числе человеческую волю.
Идеи Спинозы, вначале забытые, с середины 18 в. стали оказывать большое влияние на европейскую мысль. Они отразились на взглядах Лессинга, Гердера, Шеллинга и других философов. По мнению Владимира Соловьева, "статический пантеизм Спинозы был необходим как предположение для исторического пантеизма Гегеля, а затем и положительной христианской философии".
Спиноза был глубоким знатоком Библии, но его монизм был далек от библейского богословия. Творение не было в глазах Спинозы свободным актом, не было никакой бездны между Творцом и творением; все созданное он мыслил как модусы, проявления Божества. В этом он приближался к греческим философским системам элеатов, стоиков, неоплатоников. Однако сам Спиноза был убежден, что его воззрения не противоречат Писанию. "Вместе с Павлом, — говорил он, — и, быть может, вместе со всеми древними философами, хотя и иным образом, я утверждаю, что всё находится в Боге и в Боге движется".
Познавая себя, мир познает божество. В свете этой мысли Спиноза понимал и явление Христа. Христос, по его словам, был "устами Божиими", Он "имел общение с Богом душа к душе". "Мудрость Божия, т. е. мудрость, превышающая человеческую, приняла в Христе человеческую природу, и Христос был путем к спасению". Спасение Спиноза трактовал как причастность к истинной "всеобщей религии человечества", сущностью которой является совершенная этика.
Боговдохновенность Библии Спиноза сводил к выражению в Библии "истинной религии". "Откровенное Слово Божье не есть некоторое известное число книг, но простое понятие божественной мысли, открытой пророкам, именно: понятие о почитании Бога всем сердцем путем соблюдения справедливости и любви". Это Откровение не является плодом философствующего разума: философия и религия — сферы независимые. Именно откровение о жизни согласно вере и любви есть ядро Библии, сохранившееся неповрежденным. Высшие истины, провозглашенные Писанием, не могут быть затемнены ни ошибками переписчиков, ни другими человеческими несовершенствами Библии как книги. "Всеобщий Божественный закон, которому учит Писание, дошел до наших рук абсолютно неискаженным". Предание в глазах Спинозы — это не что иное, как естественный "свет разума", с помощью которого соборы, иудейские и христианские, отобрали корпус канона.