


С5 по Крапивенскому(обществознание ЕГЭ)
Взаимосвязь науки и производства прошла различные исторические этапы в своем развитии.
На первых этапах наука еще не могла оказывать сколько-нибудь значительного воздействия на развитие производства, она, как правило, шла рядом с производством или даже позади него, теоретически обобщая эмпирически добытые технические новшества. В XIX веке зарождается новый этап во взаимодействии науки и производства, подмеченный уже К. Марксом и определенный им как процесс превращения науки в непосредственную производительную силу общества. Рубеж этих двух этапов лежит между изобретением паровой машины и открытием электричества. Изобретение паровой машины относится еще к первому этапу: сначала паровая машина была создана (причем создана самоучками-практиками), и только впоследствии появилась теория паровых машин. Другое дело открытие электричества: сначала оно было открыто в лабораториях ученых, и лишь затем были найдены способы внедрения его в производство<...> Таким образом, наиболее характерная черта нового исторического этапа взаимодействия науки и производства - опережение наукой производства, превращение науки в «отца» современных отраслей производств (энергетики, химии, электроники, ракетостроения, радиотехники)<...>
Наука позволяет получать новые, не имеющиеся в готовом виде в природе, предметы труда с заранее заданными самим человеком свойствами (синтетическое волокно, искусственные алмазы, сверхпрочные сплавы и т.д.). Благодаря науке принципиально меняются орудия труда и технология производства в целом, что особенно ощутимым становится на сегодняшнем витке научно-технической и технологической революции, связанным с внедрением микропроцессоров, роботов, биотехнологии. И, наконец, определенный минимум научных знаний является теперь обязательным атрибутом современного производителя материальных благ, работника нового типа.
Необходимо учитывать, что в непосредственную производительную силу общества превращаются не только естественные технические, но и общественные или шире гуманитарные науки. Имеется в виду не только их участие в совершенствовании производственных отношений, что позволяет увеличить производительную силу труда, но их непосредственное воздействие на главную производительную сипу общества - человека-труженика.
(С.Э. Крапивенский)
С1
Как автор характеризует роль науки в производстве на первых этапах истории? Какие события автор считает переломными на первом и втором этапах развития отношений науки и производства?
С2
Приведите любые четыре характеристики современного этапа развития взаимодействия науки и производства из предложенных в тексте.
С3
Назовите, опираясь на знание обществоведческого курса, любые три функции современной науки, о которых в данном фрагменте не сказано.
С4
Используя заключительную часть текста, приведите три примера роли конкретных гуманитарных (или социальных) наук как непосредственной производительной силы.
С5
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «относительная истина»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об относительной истине.
С6
Проиллюстрируйте тремя примерами теоретическое положение о разнообразии способов получения человеком доходов от собственности. В каждом случае сначала назовите способ получения дохода, а затем - пример.
1. На первом этапе наука отставала от нужд производства. Переломными событиями в развитиии науки автор вслед за К. Марксом считает внедрение в производство паровых машин и достижений в области изучения электричества.
2. Благодаря науке принципиально меняются орудия труда и технология производства в целом, что особенно ощутимым становится на сегодняшнем витке научно-технической и технологической революции, связанным с внедрением микропроцессоров, роботов, биотехнологии.
3. 1)Просветительская функция. 2)Функция подготовки квалифицированных рабочих кадров для производства.
3). Научная организация труда (достижения эргономики и инженерной психологии.
4. Необходимо учитывать, что в непосредственную производительную силу общества превращаются не только естественные технические, но и общественные или шире гуманитарные науки. Имеется в виду не только их участие в совершенствовании производственных отношений, что позволяет увеличить производительную силу труда, но их непосредственное воздействие на главную производительную сипу общества - человека-труженика.
5. "относительная истина" - это понятие означает, что истина всегда конкретна по месту и по времени, её нельзя отделить от исторического контекста.
6. 1. Получение трудовых доходов от работы по найму.
2.Получение доходов от сдачи в аренду квартиры, дачи и тп.
3. Получение доходов от ценных бумаг.