Звук барабанов выражает намного больше, чем просто призыв взяться за оружие. Стэнли описывает одну этническую группу, жившую по берегам Конго: "[Они] еще не пользуются электрическими сигналами, однако, применяют не менее эффективное средство связи. Язык их огромных барабанов, по которым бьют с разных сторон, для посвященных понятен так же, как устная речь". Стэнли понял, что барабанный бой передавал гораздо больше, чем звук рожка или сирены: барабанщики посылали подробные сообщения.
Такие сообщения можно было передавать от деревни к деревне. Звук некоторых барабанов был слышен за восемь-десять километров, особенно если барабанили ночью на плоту или на вершине холма. Другой барабанщик, вдалеке, улавливал сообщение и передавал его дальше. В 1899 году английский путешественник А. Б. Ллойд написал: "Мне сказали, что в деревню, которая находится за 100 миль, сообщение может дойти меньше чем за два часа; но вполне вероятно, что оно дойдет намного быстрее".
Барабаны по-прежнему имели большое значение в передаче информации и далеко не в первые годы XX столетия. В книге "Музыкальные инструменты Африки", изданной в 1965 году, сказано: "Говорящие барабаны заменяют телефон и телеграф. С помощью барабанов передаются самые разные сообщения: о рождении, смерти и свадьбе; об увеселительных мероприятиях, танцах и обряде посвящения; о правительственных указах и войне. Иногда барабанный бой разности сплетни и рассказывает шутки".
Но как все-таки люди разговаривали с помощью барабанов? В Европе и в других местах сообщения передавались по телеграфным проводам электрическими сигналами. Каждой букве алфавита соответствовал определенный кодовый знак, а слова и предложения составлялись по буквам. Но у народов Центральной Африки не было письменности, и по буквам передать слова при помощи барабанов бело нельзя. Африканские барабанщики применяли иной способ.
Секрет "барабанной" связи заключается в самих африканских языках. В Центральной и Западной Африке многие языки в своей основе двутональные: во всех словах каждый слог имеет основной тон - либо высокий, либо низкий. Изменяется тон - изменяется слово. Например, с заирском языке келе есть слово лисака. Если всем трем слогам придать низкий тон, оно будет означать "лужа и болото"; если тоны слогов следуют в порядке "низкий - низкий - высокий", то слово означает "обещание"; при порядке тонов "низкий - высокий - высокий" слово значит "яд".
Африканские щелевые барабаны, которые служат для передачи сообщений, также имеют два тона - высокий и низкий. А когда сообщение посылается при помощи барабана с мембраной из шкуры, используются два инструмента, один с высоким тоном, другой с низким. То есть искусный барабанщик передает сообщения, воспроизводя "мелодию" слов, составляющих устную речь. В книге "Говорящие барабаны Африки" написано: "Так называемый язык барабанов в основе своей соответствует устной речи данного племени".
Естественно, в двутональных языках, как правило, много слов с одинаковыми тонами и слогами. Например, в языке келе приблизительно у 130 существительных такой же порядок тонов (высокий - высокий) как в слове санго (отец) . Более чем у 200 - тот же порядок тонов (низкий - высокий) , что в слове ньянго (мать) . Чтобы не было путаницы, барабанщики "дают контекст" таких слов, "приводят" известные короткие выражения, в которых они встречаются, и тогда слушатель понимает, что имеется в виду.
