Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискСмотриComboВсе проекты

дайте пожалуйста определение что- такое "художественно-образная форма"

Александр Иванов Ученик (53), закрыт 8 лет назад
Лучший ответ
Мира *** Мыслитель (5021) 8 лет назад
Художественно-образная форма отражения действительности давно стала одним из главных объектов исследования в системе эстетических знаний. Можно сказать, что первым о художественно-образной форме начал говорит Платон, введя понятие «прекрасного» и коснувшись проблемы мимесиса –«подражания подражанию». Аристотель в своем трактате «О поэтическом» (360-365 до н.э.) так же рассматрривал художественную форму осмысления действительности как подражание, но при этом соединял такое подражание с катарсисом. Именно это объединение и создавало основу художественной формы отображения реальности Аристотель считал, что поэтический мимесис ориентирован не столько на бездумное копирование действительности, сколько на ее «правдоподобное» изображение в вероятностном модусе. Кроме того смысл художественного мимесиса он видел в самом акте искусного подражания: «...На что нам неприятно смотреть [в действительности], на то мы с удовольствием смотрим в самых точных изображениях, например на облики гнуснейших животных и на трупы».

В системе христианства художественная форма вопринимается как передача высшего знания сверху вниз путем «светодаяния», световых озарений разного уровня материализации, при восприятии которых субъект испытывает духовное наслаждение. Августин детально исследует теорию знака и значения, закладывая основы семиотической эстетики, проблемы эмоционально-эстетического анагогического (возводящего) воздействия искусств (музыкальных и словесных) на человека. Предвосхищая Канта, он (в трактате «О свободном выборе») задается вопросом об источнике наших эстетических суждений, об априорной природе эстетического опыта. Осознание невозможности логического обоснования эстетических суждений приводит Августина к заключению об их божественном происхождении[1].

На Востоке Европы сформировались специфически православное понимание художественной формы отображения действительности – «эстетика аскетизма», ориентированная на внутренний духовный опыт и духовно-телесное преображение человека, и «литургическая эстетика», связанная с церковным богослужением. Черты такой формы - антиномизм, парадоксальность, каноничность, символизм. Прекрасное видимого мира (в т.ч. и в творениях человека) осмысливалось как символ божественной красоты и показатель степени бытийственности соответствующих феноменов. Особое внимание уделялось свету (как физическому, так и духовному) в качестве одной из главных модификаций прекрасного.

Фома Аквинский перенес акцент с духовной красоты на чувственно воспринимаемую, природную красоту, оценив ее саму по себе, а не только как символ божественной красоты. Он акцентировал внимание на идеализаторской функции искусства: «Образ называется прекрасным, если он представляет совершенной вещь, которая в действительности безобразна».

Эстетика классицизма вырабатывает идеальную систему правил (своего рода идеальную поэтику, или эстетику), на которые должно ориентироваться подлинное высокое искусство. В основу ее были положены античные принципы красоты, гармонии, возвышенного, трагического. Вводятся эстетические «догматы» художественной формы: правило «трех единств» в драме (места, времени и действия); красота, как идеализированная действительность, --выражение художественной истины; правила «хорошего вкуса» -- залог качества произведения; искусство ориентировано на утверждение высоких нравственных идеалов, морально в своей основе и этим полезно для общества; идеалом для подражания в искусстве должна быть классическаяантичность и др.

В философии И. Канта вводятся категории целесообразное, вкус, прекрасное, возвышенное суть характеристики неутилитарного созерцания, сопровождающегося удовольствие: «Вкус есть способность судить о предмете или о способе представления на основании удовольствия или неудовольствия, свободного от всякого интереса. Предмет такого удовольствия называется прекрасным».

В. Гегель понимал художественную форму постижения бытия как постижения некоего идеала, которое выражается через соразмерность фо
Остальные ответы
Похожие вопросы
Также спрашивают