Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиКалендарьОблакоЗаметкиВсе проекты

Есть вопрос, помогите если знаете. Чем отличается провославная икона страшного суда от католической?

Мария Знаток (474), закрыт 12 лет назад
Лучший ответ
юрий дидык Высший разум (107312) 12 лет назад
Со временем центральное место в иконографии Рая заняло изображение Страшного Суда, на котором избранные помещаются по правую сторону Христа Судьи, а грешники слева от него. Во всех средневековых изображениях и даже в начале Возрождения образ Рая дополнялся образом Ада. Наиболее известными изображениями такого рода являются византийско-венецианские мозаики в кафедральном соборе Торчелло XII в. , которые представляют в Италии самый полный тип Страшного Суда согласно византийской концепции, фреска Джотто в Капелле дельи Скровеньи в Падуе (ок. 1305 г.) . Среди лучших изображений Страшного Суда раннего Возрождения — работа Фра Беато Анжелико, хранящаяся в музее монастыря Сан Марко во Флоренции (1430 г.) . Ад, в противоположность Раю, понимается как место вечных мучений. Христианский ад символизируется пастью Левиафана. Этот образ взят из Книги Иова [4]: «Из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры. Из ноздрей его выходит дым. Как из кипящего горшка или котла» . Пользуясь этим описанием, художники отправляют в пасть чудовища осужденных. На католическую иконографию большое влияние оказал «Ад» из «Божественной комедии» Данте, который заменил пасть Левиафана на круги, соответствующие различным грехам. Художники стремятся разнообразить адские наказания согласно теологической концепции семи смертных кругов. Чистилище, понятое как временный Ад, обитатели которого испытывают те же мучения, что и осужденные, с той лишь разницей, что эти мучения не вечные и что живущие могут облегчить их участь молитвами, милостыней и мессами, появилось только в эпоху Контрреформации Чистилище отличается от Ада присутствием анелов, которые облегчают души, лишенные созерцания Бога.

Подлинной революцией в иконографии Страшного Суда стала фреска Микельанджело в Сикстинской капелле (1534-1541 гг.) . Микельанджело изобразил два параллельных потока, движущихся в противоположных направлениях: избранных к спасению в верхней части грандиозной сцены и спускающихся в ад грешников внизу. Особый динамизм всему изображению придает новое размещение фигуры Христа. До того Христос всегда изображался сидящим во славе на троне или на
радуге. Микельанджело изобразил его стоящим, скорее в образе Бога-мстителя, чем праведного судии, с грозным жестом обращенного к грешникам. Его мощная атлетическая фигура напоминает не евангельского Христа, а могущественного античного Бога. Ангелов он изобразил без крыльев, святых без нимбов. Пасть Левиафана он заменил лодкой Харона. Парадоксально, но «Страшный суд» , написанный для папской капеллы в Ватикане оказался триумфом язычества в христианском искусстве [5]. Микельанджеловский Страшный суд оказал решающее воздействие на изображения Рая и Страшного суда в искусстве барокко. Редкими становятся изображения одного Рая без сцен Страшного суда и Ада. Примером такого редкого изображения является грандиозный «Рай» Якопо Тинторетто, написанный им в 1588-90 гг. для зала Большого Совета во Дворце Дожей в Венеции. Тинторетто поместил огромное множество фигур на концентрических кругах, вдохновляясь, вероятно, кругами дантовского Ада и изобразил вечное блаженство праведников после Страшного суда. Таким образом, после Микельанджело и Тинторетто традиционная иконография Рая, принятая как в Византии, так и на Средневековом Западе и состоящая из параллельных регистров, претерпела кардинальные изменения. Следуя традиции Тинторетто, неизвестный автор картины «Грехопадение и искупление» («Рай» ) из собрания ГМИР, написанной в XVII в. , предложил новый иконографический вариант изображения Рая. Картина является ярким образцом контрреформационного искусства. Главное в интерпретации Рая — это триумф католической церкви, которую символизируют святые на небесах вокруг божественной Троицы. Очевидно, что художник, вслед за Тинторетто, воспользовался описанием Рая в «Божественной комедии» Данте, где описываются хоры святых, расположенных вокруг райской Розы Эмпирея. Художник изобразил ее в виде золотистого облака, в котором в виде лепестков (по Д
Остальные ответы
green flower Оракул (57525) 12 лет назад
Простонародная трактовка – не единственный фактор, сближающий изобразительную манеру греко-католиков со старообрядческой манерой художественного творчества. Принцип выбора текстов для комментария к изображениям и в той, и в другой традиции сходен. Если раскольники для своих рукописей выбирают тексты очень осторожно по признаку их наибольшей каноничности, проявляют особое внимание к Св. Писанию и богослужению, 36 то в униатских иконах арсенал надписей регламентирован по тем же параметрам: предпочтение отдается текстам из Евангелия37 и Постной Триоди. 38

Необходимо отметить, что иконография Греко-католических "Страшных судов" при всей своей близости раннему русскому композиционному типу, отличается от него еще большей "эллинистичностью" в некоторых деталях. Так, Вертоград Заключенный здесь почти всегда окружен крепостной стеной, что в русских иконах XVI-XVII вв. , практически, не встречается, 39 но вполне органично для греческой иконографии. Например, в росписях Саламинского монастыря 1735 г. вокруг Богоматери изображены стены рая. 40 В униатских иконах аллегорическое Море часто бывает представлено с кораблем в руках, восседающим на двух рыбах. В Ватопедском монастыре на Афоне в живописи XIV века Море изображено в виде женщины, сидящей на двух морских чудовищах, с кораблем в правой руке и обнаженной человеческой фигурой – в левой. 41 Возносящиеся схимники в Греко-католической традиции отсутствуют. Иногда на их каноническом месте изображается коридор мытарств.

Итак, в своих иконах Страшного суда Греко-католические живописцы оказываются в большей степени наследниками Византии, чем живописцы русские; а старообрядческие книжники в своих рукописях – как бы "более православными", чем сами православные.

Рассмотренный иконографический тип нельзя считать атрибутом исключительно Греко-католических или ранних российских памятников, поскольку униатские западно-русские изображения могли распространять свое влияние на близлежащие православные области.
Похожие вопросы