ГАЛИНА
Высший разум
(2407942)
6 лет назад
У Базарова особые взгляды на жизнь: он – нигилист,
то есть "человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами,
который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением
ни был окружен этот принцип".
Жизненное кредо Базарова построено на отрицании:
"В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем".
Что отрицает Базаров?
На этот вопрос он сам даёт короткий ответ: "Всё".
И, в первую очередь, то, что Павлу Петровичу "страшно вымолвить",-
самодержавие, крепостное право и религию.
Базаров отрицает всё то, что порождено "безобразным состоянием
общества": народную нищету, бесправие, темноту, патриархальную старину,
общину, семейный гнёт и т. д.
Базаров не признаёт духовного начала ни в природе ( подходит к ней сугубо материалистически “Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”),
ни в человеке.
К человеку он относится как к биологическому организму:
“Все люди похожи друг на друга как телом, так и душой.. .
Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других.
Люди что деревья в лесу, ни один ботаник не станет заниматься каждою
отдельною берёзой”.
Базаров отрицает искусство ("Рафаэль гроша ломаного не стоит").
Базаров и к любви относится весьма холодно.
"Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви,
и когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что
не стал способен, этакой человек-не мужчина",-замечает он.
Он ни во что не верит, кроме практического опыта и научного
эксперимента, поэтому он так спокоен, холоден, трезв, иногда
даже циничен.
Такое отрицание, бесспорно, носило революционный характер
и было свойственно революционным демократам 60-х годов.
Это прекрасно понимал сам Тургенев, в одном из писем по поводу
"Отцов и детей" говоривший о Базарове: "Он честен, правдив и
демократ до конца ногтей... если он называется нигилистом,
то надо читать: революционером".
Елена Локтионова
Мастер
(1869)
12 лет назад
В чем сущность нигилизма Базарова? Роман "Отцы и дети" направлен против дворянства. Это не единственное произведение Тургенева, написанное в таком духе (вспомнить хотя бы "Записки охотника"), но оно особенно выделяется тем, что в нем писатель обличил не отдельных дворян,-а весь класс помещиков, доказал его неспособность вести Россию вперед, завершил его идейный разгром. Почему именно в начале 60-х годов XIX века появляется это произведение? Поражение в Крымской -войне, грабительская реформа 1861 года подтвердили упадок дворянства,-его несостоятельность в управлении Россией. В "Отцах и детях" и показано, что старая, вырождающаяся мораль уступает, хотя и с трудом, место новой, революционной, прогрессивной. Носителем этой новой морали является главный герой романа - Евгений Васильевич Базаров. Этот молодой человек из разночинцев, видя упадок господствующих классов и государства, становится на путь нигилизма, то есть отрицания. Что же отрицает Базаров? "Все", - говорит он, А все - это то, что относится к минимальным потребностям человека и к познанию природы через личный опыт, через эксперименты. Базаров смотрит на вещи с точки зрения их практической выгоды. Его девиз: "Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник". Евгений не признает авторитеты, условности, любовь, религию, самодержавие. Но он не ищет себе последователей и не борется против того, что отрицает. Это, по-моему, очень важная черта нигилизма Базарова. Этот нигилизм направлен вовнутрь, Евгению все равно, будет ли он понят и признан или нет. Базаров не скрывает своих убеждений, но он и не проповедник. Одна из черт нигилизма вообще - отрицание духовных и материальных ценностей. Базаров очень неприхотлив. Он мало заботится о модности своей одежды, о красоте своего лица и тела, он не стремится любым путем раздобыть денег. Того, что есть, ему вполне хватает. Мнение общества о его материальном состоянии его не волнует. Пренебрежение Базарова к материальным ценностям возвышает его в моих глазах. Эта черта - признак сильных и умных людей. Отрицание же духовных ценностей Евгением Васильевичем разочаровывает. Называя духовность "романтизмом" и "вздором", он презирает людей - ее носителей. "Порядочный химик раз в двадцать полезней высокого поэта", - говорит Базаров. Он насмехается над отцом Аркадия, играющем на виолончели и читающим Пушкина, над самим Аркадием, любящим природу, над Павлом Петровичем, бросившим свою жизнь к ногам любимой женщины. Мне кажется, Базаров отрицает музыку, поэзию, любовь, красоту по инерции, не разбираясь толком в этих вещах. Он обнаруживает полное незнание литературы ("Природа навевает молчание сна", - сказал Пушкин и так далее) и неопытность в любви. Любовь к Одинцовой, скорее всего первая в его жизни, никак не согласовывалась с идеями Евгения, что приводило его в ярость. Но, несмотря на то, что произошло с ним, Базаров не переменил своих прежних взглядов на любовь и еще больше против нее ополчился. Это подтверждение упрямства Евгения и его приверженности к своим идеям. Итак, ценностей для Базарова не существует, и это - причина его цинизма. Базаров любит подчеркивать свое непреклонение перед авторитетами. Он верит лишь в то, что увидел и пощупал сам. Хотя Евгений и заявляет, что не признает чужих мнений, он говорит, что немецкие ученые - его учителя. Я не думаю, что это противоречие. Немцы, о которых он говорит, и сам Базаров являются единомышленниками, и тот, и другие не признают авторитетов, так почему же Евгению не доверять этим людям? То, что даже у такого человека, как он, есть учителя, естественно: самому все познать невозможно, нужно опираться на уже приобретенные кем-то знания. Базаровский склад ума, постоянно ищущий, сомневающийся, допытывающийся, может быть образцом для человека, стремящегося к знаниям. Базаров - нигилист, и в том числе за это мы его уважаем. Но словами героя другого романа Тургенева, Рудина, "скептицизм всегда отличался бесплодностью и бессилием". Эти слова применимы к Евгению Васильевичу. - Да ведь надобно же