Т С
Оракул
(73667)
12 лет назад
ГУЖЕВОЙ ТРАНСПОРТ, вид безрельсового транспорта, в к-ром в качестве тяги используется сила
упряжных животных (лошадей, волов, буйволов, верблюдов, ослов, мулов, оленей, собак и др.) . В
зависимости от типа повозки подразделяется на колёсный и санный. От собственно Г. т. следует
отличать вьючный транспорт, в к-ром повозка и упряжь отсутствуют, а кладь крепится на вьючном
седле или непосредственно на спине животного.
До появления жел. дорог в первой пол. 19 в. Г. т. был осн. видом сухопутного транспорта и
использовался для пассажирских и грузовых перевозок на дальние расстояния. Для пасс. перевозок
существовала сеть почтовых станций, предоставлявших за плату лошадей для смены, экипажи и
услуги ямщиков, а в районах с интенсивным движением пассажиры перевозились междугородными
почтовыми дилижансами (омнибусами) . Грузовые перевозки осуществлялись обычно конными
обозами. Широкое развитие автотранспорта со 2-й четв. 20 в. , а затем и авиации привело к
постепенному вытеснению Г. т. , хотя ещё накануне второй мировой войны 1939-45 Г. т. во многих
странах Зап. Европы мало уступал автотранспорту по объёму перевозок, а в Италии, Испании,
Греции, Турции и др. даже превосходил его. В ряде колониальных, полуколониальных и зависимых
стран капиталистич. мира, особенно в странах Ср. и Бл. Востока, Центр. Азии и Сев. Африки,
большую роль продолжал играть вьючный транспорт. Ко 2-й пол. 20 в. объём перевозок Г. т. во всех
странах мира резко сократился и в наст. время находит применение в основном в сел. местностях
для перевозок людей и грузов на короткие расстояния.