Леди ♕ Лео ♕ Ясноокая ♕
Высший разум
(2090958)
12 лет назад
Разница между реминисценцией, аллюзией и интертекстуальностью.
"Конкретная разница" между первым и вторым, безусловно, существует. Что касается интертекстуальности, это понятие вообще лежит в иной, более глубокой плоскости лингвистического знания.
В настоящее время понятие интертекстуальности является общеупотребительным для текстологической теории постмодернизма, дополняясь близкими по значению и уточняющими терминами (например, понятие ‘прививки’ у Дерриды) .
Речь идёт о взаимодействии текста со знаковым фоном, которое выступает в качестве фундаментального условия смыслообразования:
‘Всякое слово (текст) есть (...) пересечение других слов (текстов) ’, ‘диалог различных видов письма: письма самого автора, письма получателя (или персонажа) и, наконец, письма, образованного нынешним или предшествующим культурным контекстом’ ( по мнению Кристевой) .
По оценке Р. Барта, ‘явление, которое принято называть интертекстуальностью, включает в себя тексты, возникающие позже произведения: источники текста существуют не только до текста, но и после него’.
Здесь мы вплотную подошли к понимании "разницы"между всеми тремя терминами. Итак, разберём первые два.
Аллюзия (лат. allusio — шутка, намёк) — стилистическая фигура, содержащая явное указание или отчётливый намёк на некий литературный, исторический, мифологический или политический факт, закреплённый в текстовой культуре или в разговорной речи.
Например, доктор Джеймс Типтри-младший дебютировал в научно-фантастической литературе рассказом «Рождение коммивояжёра» (1968), в названии которого видна аллюзия, отсылающая читателя к названию пьесы американского драматурга Артура Миллера «Смерть коммивояжёра» (1949).
В отличие от реминисценции, чаще используется в качестве риторической фигуры, требующей однозначного понимания и прочтения.
Реминисценция (лат. reminiscentia, воспоминание) — элемент художественной системы, заключающийся в использовании общей структуры, отдельных элементов или мотивов ранее известных произведений искусства на ту же (или близкую) тему.
Одним из главных методов реминисценции (по определению воспоминания) является аллюзия и ретроспекция рефлексирующего сознания.
Реминисценция — это неявная цитата, цитирование без кавычек. По своей природе реминисценция всегда производна или вторична, это мысленная отсылка, сравнение с неким образцом, сознательное или неосознанное сопоставление, взгляд назад или в прошлое.
Однако сам по себе способ реминисцирования всегда носит интеллектуальный и творческий характер, этим он отличается от обыкновенного копирования, компиляции или, тем более плагиата. По той же причине необходимо разграничивать реминисценцию и цитату.
ВЫВОДЫ.
Аллюзия - ссылка, намёк на нечто, ранее известное каждому культурному человеку.
Реминисценция - неявная цитата, мысленная отсылка, неосознанное творческое сопоставление.
Интертекстуальность - целая система рассмотрения текстов, а также свойство, качество любого текста быть взаимосвязанным с целым рядом других текстов, связанных с ним как в прошлом, так и будущем, как с автором, так и его героями, персонажами, прототипами, событиями, оценкой критиков и т. д. (с множеством "текстов о тексте").
Таково моё понимания различия этих понятий с точки зрения классической лингвистики.
Источник: лингвистика