Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиПоискОблакоComboВсе проекты

Как отличать союзы от союзных слов?

Ариша Рудная Ученик (13), закрыт 8 лет назад
Лучший ответ
Nicolas Gribanov Знаток (433) 9 лет назад
В сложноподчинённом предложении главная часть связывается с придаточной частью с помощью следующих средств связи:
подчинительных союзов,
союзных слов,
указательных слов.

Союз — это служебная часть речи, которая служит для связи частей сложного предложения, однородных членов предложения и целых предложений.

Союзные слова — это местоименные слова, в которых совмещены свойства самостоятельной (знаменательной) и служебной части речи. В качестве союзных слов способны употребляться только местоименные слова вопросительного типа:
местоимения-существительные (кто, что) ;
местоименные прилагательные (какой, который, каковой, каков, кой, чей) ;
местоименные наречия (где, куда, откуда, когда, как, насколько, почему, отчего, зачем) ;
местоименное числительное (сколько) .

Указательные слова находятся в главном предложении (бывают не всегда!) . Это указательные местоимения и наречия тот, такой, столько, там, туда, тогда и др. , которые указывают, что при нём имеется придаточное предложение, и выделяют его содержание: То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть (Некрасов) ; Там, где растут розы, растут и шипы (пословица) .

Основная проблема при анализе сложноподчинённого предложения — трудности в разграничении союзов и союзных слов.

Чтобы отличить союз от союзного слова, нужно средство связи частей сложноподчинённого предложения проверить по следующим признакам.

Союзы
Союзные слова

1. Не являются членами предложения: Он сказал, что сестра не вернётся к ужину (что — союз, не является членом предложения) .
1. Являются членами придаточного предложения: Она не сводила глаз с дороги, что ведёт через рощу (союзное слово что — подлежащее) .

2. Часто (но не всегда! ) союз можно изъять из придаточного предложения, ср. : Он сказал, что сестра не вернётся к ужину. — Он сказал: сестра не вернётся к ужину.
2. Поскольку союзное слово — член придаточного предложения, его нельзя изъять без изменения смысла: Она не сводила глаз с дороги, что ведёт через рощу; невозможно: Она не сводила глаз с дороги, ведёт через рощу.

3. На союз не может падать логическое ударение.
3. На союзное слово может падать логическое ударение: Я знаю, что он будет делать завтра.

4. После союза нельзя поставить частицы же, именно.
4. После союзного слова можно поставить частицы же, именно, ср. : Я знаю, что же он будет делать завтра; Я знаю, что именно он будет делать завтра.

5. Союз нельзя заменить указательным местоимением или местоименным наречием.
5. Союзное слово можно заменить указательным местоимением или местоименным наречием, ср. : Я знаю, что он будет делать завтра. — Я знаю: это он будет делать завтра; Я знаю, где он был вчера. — Я знаю: там он был вчера.

Необходимо помнить, что не каждый из этих приемов в отдельности может помочь распознаванию союза и союзного слова. Ни один из признаков не является универсальным, т. к. опирается лишь на внешнее выражение существенных внутренних различий. Используя названные критерии в совокупности или в различных сочетаниях, можно научиться определять, союзом или союзным словом присоединяется придаточная часть к главной.

Помимо указанных выше способов разграничения союзов и союзных слов следует учитывать следующее:

1) Что, как, когда могут быть как союзами, так и союзными словами. Это омонимы, поэтому при разборе сложноподчинённых предложений с этими словами надо быть особенно внимательными.
Когда является союзом

— в придаточном времени (Отец мой скончался, когда мне был шестнадцатый год. Лесков) ;

— в придаточном условия (Когда нужно чёрта, так и ступай к чёрту! Гоголь) .
Когда является союзным словом

— в придаточном времени, если в главной части есть указательное слово тогда (Отец мой скончался тогда, когда мне был шестнадцатый год) ;

— в придаточном изъяснительном (Я знаю, когда он вернётся) ;

— в придаточном определительном (Тот день, когда мы встретились впервые, я не забуду никогда; когда в определительном пр
Остальные ответы
Загадка Профи (783) 9 лет назад
примеры, пожалуйста, напишите - скажу
Полина Шевченко Знаток (364) 4 года назад
У союзных слов-синтаксическая функция в предложении, у союзов-нет.
Это их главное отличие.
полина котова Ученик (116) 4 года назад
отличие союзов от союзных слов
1) союзное слово выполняет функцию члена предложения; союз членом предложения не является;
2) союз можно опустить и преобразовать сложноподчиненное предложение в сложное бессоюзное; союзные слова опускать нельзя;
3) на союз не падает логическое ударение; на союзное слово ударение может падать;
4) придаточное предложение с союзным словом можно трансформировать в вопросительное предложение;
5) союзы заменяются союзами, союзные слова – союзными словами.
Санан Алыев Знаток (272) 4 года назад
всё таки сложно разбираться
Aлёна Горошанская Ученик (111) 3 года назад
1.Это напомнило мальчику день, когда он увидел город с берега реки