
Первым педагогом будущего композитора М. П. Мусоргского была его мать Ю. И. Мусоргская (Чирикова) . Под ее руководством мальчик делал большие успехи в игре на фортепиано. Ему готовилась другая участь. Все Мусоргские служили по военной части, за исключением отца композитора.

В 1852 году, следуя семейной традиции, Модест Мусоргский начинает военную карьеру и поступает в Петербургскую Школу гвардейских подпрапорщиков. , не оставляя занятий музыкой.
В июне 1856 года М. П. Мусоргский окончил Школу и, несколько месяцев спустя, был произведен в прапорщики лейб-гвардии Преображенского полка. Тогда же, в 1856 году, Мусоргский познакомился с А. П. Бородиным, который стал его близким другом. Зимой этого же года Модест Петрович знакомится с А. С. Даргомыжским, а через него (в 1857 году) с М. А. Балакиревым и Ц. А. Кюи, затем с братьями В. В. и Д. В. Стасовыми. Для Мусоргского, как впрочем и для всех членов будущей "Могучей кучки", Балакирев стал учителем и другом. Часто два музыканта играли в четыре руки симфонии Бетховена, произведения Глинки, Шуберта, Шумана. Балакирев помогал Мусоргскому в изучении композиции. Модест Петрович с жадностью изучал творчество классических и современных авторов, посещал концерты и спектакли. В нем пробудилась жажда к творчеству, созиданию прекрасного, стремление к совершенствованию в музыкальном искусстве, которое стало целью его жизни. Встречи с ними помогли талантливому музыканту определить подлинное призвание: он решает целиком посвятить себя музыке. В июне 1858 года, прослужив в армии лишь два года, Мусоргский выходит в отставку и становится активным участником творческой группы передовых композиторов, известной в истории под названием
[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]
Знакомство с Даргомыжским, Кюи, Балакиревым и музыкальным кружком последнего имело громадное значение для музыкального развития Мусоргского, ведь систематического музыкального образования он так и не получил. Немалую роль в его творчестве сыграла и его дружба с В. В. Стасовым, написавшим позднее биографию Мусоргского (СПб, 1894). Балакирев играл с Мусоргским в четыре руки, объясняя ему музыкальные формы и приемы оркестровки. Модест Петрович выступал в кружке не только как пианист, но и как превосходный певец-баритон. Хотя пению Мусоргский не учился, но обладал довольно красивым голосом и был неплохим исполнителем вокальной музыки. Музыкальный кружок Балакирева оказал огромное влияние на артистическое развитие Мусоргского, выявив его настоящее призвание и заставив обратить более серьезное внимание на музыкальные занятия. Под руководством Балакирева Мусоргский читал оркестровые партитуры, знакомился с анализом музыкальных произведений и критической их оценкой.
В 1870-е годы Мусоргский болезненно переживал постепенный развал «Могучей кучки» — тенденцию, которую он воспринял как уступку музыкальному конформизму, малодушие, даже измену русской идее
http://www.skill21.ru/mk.htm http://funeral-spb.narod.ru/necropols/tihvinskoe/tombs/musorgckiy/musorgckiy.html http://muzruk.info/?p=9056