Чилибин Евгений Александрович
Мыслитель
(8962)
13 лет назад
Мать городов русских — парафраз фрагмента Повести временных лет Нестора Летописца:
Лето 6390… И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: «Да будет это мать городам русским» . И были у него варяги, и славяне, и прочие, прозвавшиеся русью [1].
[показать]
Оригинальный текст (ст. -слав. ) [показать]
В русской литературе выражение используется как перифраз для обозначения Киева, начало такого использования с подчеркнутым значением «метрополия» , «столица» в древнерусских письменных источниках восходит к временам написания «Повести»: [3]
«Слово на обновление Десятинной церкви» (сер. XII века) — славному и честному граду нашему и великой митрополии же, матери городам.
Стихира службы св. Владимиру — славнодержавенный Владимире на высоте стола седя матере градовом богоспасенного Киева.
Служба на память освящения в 1051/1053 году церкви святого Георгия в Киеве, 26 ноября — от первопрестольнего матери градом, Богом спасенего Киева.
По мнению Д. С. Лихачёва выражение «мать городов» представляет собой семантическую кальку с греческого «метрополия» (от греч. μήτηρ — мать и греч. πόλις — город) , т. е. данный фрагмент — объявление Олегом при вокняжении Киева «матерью городов русских» являлся провозглашением Киева столицей его владений.
Следует отметить, что ранний вариант Повести временных лет составлялся в Киеве во 2-м десятилетии XII века, т. е. во времена распада Киевской Руси сначала на крупные, а затем и на удельные княжества и, в силу этого, характеризуется героизацией политически единого русского государства и противопоставлением политически единой Киевской Руси современному летописцу агломерату враждующих княжеств.
Существенным фактором, обусловившим появление фрагмента, служит также и школа, сложившаяся в Киево-Печерской лавре: именно её монаху Нестору Летописцу приписывается создание «Повести» .
Киево-Печерская Лавра
Монашество Лавры было тесно связано с Византией. Влияние византийской традиции сказывается как на форме высказывания (кальке с греческого) , так и его политической направленности — призыву к централизации и единству как условию благоденствия государства: во время написания летописи Византия являла собой блистательный пример успеха централизации — приход к власти в 1081 г. Алексея Комнина положил конец смуте 1056-1081 гг. и и стал началом периода, получившего впоследствии название «Комнинского Возрождения» . Сходство ситуации, из которой вышла Византия, с положением, в котором находилась Русь, и продиктовало призыв к политическому единству под главенством Киевского престола — метрополии, «матери городов» , которая должна стоять над княжескими столами, подобно тому, как Константинополь стоял над диоцезами Византийской империи, объединяя их.