"И была наклеена на титульный лист дрянная фоторепродукция:
под нависшими ночными тучами замерший от ужаса город на холме,
а вокруг города и вокруг холма обвился исполинский спящий змей
с мокро отсвечивающей гладкой кожей. "
[ссылка заблокирована по решению администрации проекта] На картине огнедышащий дракон окружил телом своим город, наглухо закрыв все выходы из него. На фоне грозного огненно-красного неба стоит огромный темный замок, стоит, видимо, века. В его окнах отражаются красные отблески зарева. Кровавое небо - символ грядущей войны, а красные и алые краски - символ идущей за ней революции. На фоне этих красок обреченность старого замка. Художник предвидел неизбежность кровавой войны и революции. И то, что старый мир бесповоротно осужден законом исторической справедливости и законом развития общества, явствует из самого названия картины "Город обреченный". "Обреченный, в западнях у змия, стоял обложенный город. А еще долго никто ничего не знает и не чует беды - люди пили и ели, женились, выходили замуж. И когда пришел час, забили в набат, а уже никуда не уйти",- писал Рерих. Именно в связи с этой картиной Горький назвал Н. К. Рериха величайшим интивитуистом современности.
«Град обрече́нный» — роман Аркадия и Бориса Стругацких 1975 года, опубликован в 1988—1989 годах. Авторы позаимствовали название произведения у картины Н. К. Рериха, по их словам, поразившей их «своей мрачной красотой и ощущением безнадежности, от нее исходившей» .
Есть еще один
"Град обреченный", и тоже датирован 1914 годом.