Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиКалендарьОблакоЗаметкиВсе проекты

Проанализировать "отъезд Ростовых из Москвы". Срочно нужен анализ этого фрагмента, зарание СПС

Анселл фон Шенкендорф Ученик (213), закрыт 10 лет назад
Лучший ответ
Ella G Профи (761) 13 лет назад
“Мысль народная” в эпизоде «Отъезд Ростовых из Москвы»

Война 1812 года, изображённая Толстым в романе-эпопее «Война и мир» , — это период необычайного подъёма национального самосознания. Возможно, именно поэтому “мысль народная” занимает в романе Толстого главное место.

Что же подразумевает Толстой под словом “народ”? Крестьян, купечество, патриотически настроенное дворянство, а может быть, и нацию в целом. Всё, что безнравственно, исключается из понятия “народ”. Война тысяча восемьсот двенадцатого года — время, когда народ в целом и отдельные люди проверяются на гражданскую и духовную зрелость. И в данном эпизоде хорошо раскрывается эта тема.

Центральный персонаж эпизода отъезда Ростовых из Москвы — Наташа. Действие начинается со сцены в их доме, когда “всё казалось перевёрнутым вверх дном”. Все члены семьи были заняты, и “Наташе было совестно ничего не делать”. “Душа её не лежала к этому делу; а она не могла и не умела делать что-нибудь не от всей души”, — пишет Толстой. Читателю становится понятно, что Наташа в отличие от остальных родственников не могла полностью сосредоточиться на сборах: она не думала ни о своём доме, ни о том, что надо быстрее складывать вещи. И неудивительно, что, пока остальные занимались семейными делами, именно Наташа разрешила остановиться раненым у них в доме.

Толстой заостряет внимание читателя на том, как Ростовы собирали вещи. Автор даже показывает, какой ценностью они были: “...Были дорогие gobelins и персидские ковры… Фарфора ещё много было на столах”. Легко понять, почему семье будет так сложно расстаться с подводами, на которых можно было перевезти “на сто тысяч добра”. В этой ситуации понятна и позиция графини. “Я, мой друг, не согласна и не согласна… Посмотри: вон напротив, у Лопухиных, ещё третьего дня всё дочиста вывезли. Вот как люди делают”, — заявляет графиня, обвиняя мужа в том, что он собирается пренебречь детским состоянием. “Тридцать подвод не могли спасти всех раненых, а в общем бедствии нельзя было не думать о себе и о своей семье”, — пишет Толстой, не осуждая мать. Конечно, графиня в какой-то степени права: она думает прежде всего о будущем своих детей.

Однако позицию матери изменила её дочь Наташа. “Маменька, это нельзя; посмотрите, что на дворе! Они остаются”, — эмоционально заявляет Наташа. Конечно, тон Наташи неприемлем, но так как графиня её очень любит и чувствует, что дочь всё-таки права, она считается с её мнением: “Ах, да делайте, что хотите! ” В общем, Наташа берёт инициативу в свои руки, и с помощью Наташи, сыгравшей решающую роль в споре, подводы всё-таки переходят к раненым, спасая им жизнь. Поступок Наташи, а затем и всех Ростовых, и есть проявление милосердия, сострадания, доброты, “теплоты патриотизма”, которое видит Толстой в своём народе.

Следует отметить и характер самого народа, его патриотизм, проявившийся и в партизанском движении. Жители Москвы поджигали и истребляли всё то, что оставалось, не давая французам запастись провизией после захвата города. Здесь и показана великая сила и героизм русского народа, не жалеющего себя, а пытающегося всеми средствами остановить продвижение врага. Но в контраст партизанскому движению поставлен ряд персонажей. Среди них Растопчин, распространяющий свои непонятные народу афишки; Берг — муж Веры Ростовой, который в эти дни покупал по дешёвке мебель. Именно эти персонажи и исключаются Толстым из понятия “народ”.
Источник: http://lit.1september.ru/
Остальные ответы
Похожие вопросы