Олег Ряжских
Мудрец
(18769)
12 лет назад
Современное человечество стало заложником техногенной цивилизации с ее идеалом технического прогресса, который обещал человечеству счастливое будущее исключительно за счет совершенствования технологий. Причем была произведена попытка «усовершенствовать» и социальные технологии, то есть изменить веками сложившиеся типы отношений в обществе и семье. При этом духовно-нравственные ценности, то есть жизненные принципы, имеющие в своей основе религиозное мировоззрение, до недавнего времени практически полностью игнорировались или объявлялись устаревшими и ненужными «пережитками старины» .
В техногенном обществе духовно-нравственные ценности были заменены так называемой светской моралью, один из постулатов которой гласит, что «свобода личности кончается там, где начинается свобода другой личности» . В результате, с точки зрения светской морали подчас самые аморальные явления считаются абсолютно нормальными и допустимыми при условии, если не ущемляется ничья свобода и не нарушаются ничьи права. И уж тем более, если речь идет об искусственном прерывании беременности, это не вызывает никаких вопросов, поскольку не рожденный младенец не является субъектом права и не может защитить свои права.
Техногенные катастрофы, охватившие весь мир, показали, что надо, прежде всего, воспитать человека - гражданина, который сумеет воспользоваться во благо всеми возможностями технической мысли. Приходит понимание того, что, если государство будет игнорировать духовное начало, которое несёт в себе православная религия, то многое из задуманного, из-за его утраты просто не реализуется.
Духовно-нравственное развитие представляет собой процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов.
Ценности — это положительные значения объектов материального и духовного мира, закрепленные в определенных социальных, культурных и религиозных традиция, передаваемых от поколения к поколению. Ценности проявляются в убеждениях, сознательных действиях, вере, совести, нравственной жизни и моральных поступках, в различении добра и зла, хорошего и плохого. Они являются регуляторами сознания и деятельности, определяют жизнь семейную, общественную и государственную. Ценности задают общеразделяемые правила поведения и через них — структуру общества, характер отношений внутри него.
Ценности образуют, своего рода, иммунную систему человека и общества, предотвращают негативные воздействие на личность, обеспечивают стабильность общества и государства. Ценности создают общество и нацию из социальных, этнических, конфессиональных групп. «В демократической России не должно быть принудительного гражданского согласия. Любое гражданское согласие здесь может быть только добровольным. Но именно поэтому так важно его достижение по таким коренным вопросам, как цели, ценности, рубежи развития, которые желательны и привлекательны для подавляющего большинства россиян. Одна из основных причин того, что реформы у нас идут так медленно и трудно, заключается именно в отсутствии гражданского согласия, общественной консолидации» .
Ценности задают вектор и определяют эффективность модернизации общества. «Убежден, — подчеркивает В. В. Путин, — что достижение необходимой динамики роста — проблема не только экономическая. Это проблема также политическая и, не побоюсь этого слова, в определенном смысле идеологическая. Точнее, идейная, духовная, нравственная. Причем последний аспект на современном этапе мне представляется особенно значимым с точки зрения консолидации российского общества» .