Уженок Дождя
Высший разум
(117353)
13 лет назад
Фетва - заключение, даваемое муфтием.
В самом общем смысле Фетва означает оценку какой-либо ситуации в свете шариата и фикха.
Она может быть индивидуальным заключением мусульманского правоведа или выражать коллективное мнение группы знатоков шариата и фикха либо особого органа.
Фетва, как правило, выносится в ответ на обращение к муфтию - на официальный запрос или по просьбе частного лица. В истории мусульманского права особую роль играли Фетва муфтиев при шари-атских судах, консультировавших кади, при рассм. отрении дел и вынесении решений по вопросам, не урегулированным с достаточной полнотой Кораном и сунной.
В исламском праве разъяснение какой-либо проблемы религиозно-правового характера, а также ответ на вопрос религиозного характера, который дает компетентный человек. Во множественном числе "фатава". Ученый, который дает ответы на вопросы религиозно-правового характера называется муфтием. Сделанное же им заключение называется фетвой. Ответ на поставленный вопрос называется ифта, а обращенный к муфтию вопрос называется истифта. В Коране говорится: «…спросите же людей напоминания, если вы сами не знаете… » (16: 43).
Фетвы выдавались еще в самой ранней истории Ислама. Сподвижники по всем вопросам обращались к пророку Мухаммаду. В то же время, он дал разрешение на выдачу фетв некоторым своим сподвижникам. Одним из них был Муаз ибн Джабал, которого пророк послал наместником в Йемен. Муфтиями могут быть и женщины. Примером этого является жена пророка Мухаммада Аиша, которая была знатоком хадисов и давала фетвы.
После пророка наиболее образованные из его сподвижников выдавали фетвы по различным вопросам религиозного характера. Праведные халифы, а также омейядский халиф Омар ибн Абд аль-Азиз были одновременно руководителями государства и муфтиями. Однако в последующие годы эти функции были разделены. Фундаментальные мусульманские правовые системы были введены муджтахидами, которые не занимались государственными делами. В правовых школах все фетвы стали записываться в специальные правовые сборники. Это делалось в целях удобства для того, чтобы не возвращаться всякий раз к решению уже решенных правовых вопросов. Позднее эти сборники были систематизированы и были изданы в виде книг. Муфтии стали решать различные проблемы правового характера и издавать фетвы на основании этих книг. Примером такого фундаментального сборника фетв является многотомное издание «Фатава аль-Хиндия» , в котором собраны основные фетвы ханафитского мазхаба. Этот сборник был составлен индийскими улемами по приказу султана Мухаммада Аурангзеба (ум. в 1118/1706 году)
Фетва назывался также жанр мусульманско-правовой литературы - сборники тематически систематизированных норм фикха.
В современных мусульманских странах термин "Фетва" используется в различных значениях.
Так.
Фетва называются доктринальные мнения крупных мусульманских правоведов по различным вопросам фикха. Во многих указанных странах имеются специальные государственные органы, полномочные выносить официальные Фетва
Официальный характер носят и Фетва мусульманских религиозных организаций (например, Академии исламских исследований в Египте) в странах, где ислам является государственной религией. Кроме того, Фетва могут выноситься специальными структурами при государственных органах, публичных корпорациях или коммерческих предприятиях (например, при исламских банках) по вопросам их деятельности.