Meffistoffel
Мудрец
(15240)
17 лет назад
САТИРА — вид комического (см. «Эстетика») , отличающийся от других видов (юмора, иронии) резкостью обличения. С. при своем зарождении являлась определенным лирическим жанром. Она представляла собой стихотворение, часто значительное по объему, содержание к-рого заключало в себе насмешку над определенными лицами или событиями. С. как жанр возникла в римской лит-ре. Самое слово «С. » происходит от латинского названия мифических существ, насмешливых полубогов-полуживотных — сатиров. Филологически оно связано и со словом satura, означавшим в простонародьи блюдо мешанины, что указывало на смешение различных размеров (сатурнический стих, наряду с греческими размерами) и на присутсвие в С. самых разнообразных описаний всевозможных фактов и явлений в отличие от других лирических жанров, к-рые имели строго ограниченную и определенную область изображения. Римская С. дала свои наиболее высокие образцы в произведениях Горация, Персия и особенно Ювенала.
С течением времени С. утратила свое значение определенного жанра, как это произошло и с другими классическими жанрами (элегией, идиллей и пр.) . Изоблачающая насмешка стала основным признаком С. , определяющим ее основную сущность. Это свое назначенин С. выполняла при помощи разных лит-ых форм и жанров. Правда, всякий раз, когда возрождались в лит-ре формы античной лит-ры, возрождалась частично и старинная жанровая С. Так было напр. в русской лит-ре второй половины XVIII в. , когда классическая форма С. была использована Кантемиром, Сумароковым и др. Но одновременно с ней существовали и сатирическая комедия и сатирические журналы с их фельетонами, карикатурами, рассказами и др.
Комизм лежит в основе С. вне зависимости от жанра. Смех всегда является огромным средством социального воздействия. «...Во всей морали нет лекарства более действительного, более сильного, чем выставление на вид смешного» (Лессинг, Гамбургская драматургия, Собр. сочин. , т. V, стр. 76, изд. Вольфа, 1904).
Социальные функции комического определяют его форму: юмористическую, сатирическую и ироническую. Социальная функпия смеха и С. заключается в действенной борьбе с комически изображаемым объектом. В этом отличие С. от юмора и иронии. От всех форм комического сатира отличается своей активностью, волевой направленностью и целеустремленностью. Смех всегда содержит отрицание. Наряду со смехом в С. звучат поэтому не менее сильно негодование и возмущение. Иногда они так сильны, что почти заглушают смешное, оттесняют его на задний план. Слабость комического элемента в С. давала повод некоторым исследователям утверждать, что С. может совсем обходиться без комических приемов, что она может изобличать ничтожное и враждебное лишь своим негодованием. Но само по себе негодование при самой большой силе и напряженности не создает С. Так, «Дума» и «На смерть Пушкина» Лермонтова при всем своем пафосе протеста и возмущения не является С. Элементы смеха и негодования могут по-разному комбинироваться в С. Но вне комического построить С. нельзя. Отрицая комическое как необходимый метод построения С. , мы придем к отождествлению С. с критикой, с отрицанием вообще. Изобличение русского самодержавия и бюрократии может быть выражено в плане сатирическом (Салтыков-Щедрин) и в плане прямой критики и отрицания (Л. Н. Толстой) . Маяковский сатирически изобличал мещанство и буржуазию, Горький тоже изобличал мещанство и буржуазию, но в плане прямого отрицания.
Специфика С. не в том, что она вскрывает отрицательные, вредные или позорные явления, но в том, что она всегда осуществляет это средствами особого комического закона, где негодование составляет единство с комическим изобличением, изобличаемое показывается как нормальное, чтобы затем обнаружить через смешное, что это норма — только видимость, заслоняющая зло. Это подтверждается всей историей С. Достаточно назвать такие имена, как Рабле, Бомарше, Вольтер, Свифт, Салтыков-Щедрин.
Злой
Высший разум
(104508)
17 лет назад
Сатира - (лат. satira) -1) способ проявления комического в искусстве,состоящий в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются авторупорочными. Сила сатиры зависит от социальной значимости занимаемойсатириком позиции, от эффективности комических средств (сарказм, ирония,гипербола, гротеск, аллегория, пародия и др.). Сатира возникает в народной""смеховой"" культуре и постепенно охватывает ряд видов искусства: театр илитературу (особенно комедия), публицистику (памфлет, фельетон),изобразительное искусство (карикатура, шарж), эстраду, кино, телевидение идр. Сатирическими могут быть и целое произведение, и отдельные образы,ситуации, эпизоды. Классики сатиры: Мольер, Дж. Свифт, М. Е.Салтыков-Щедрин, Ф. Гойя, О. Домье.2) В древнеримской литературе исвязанных с ней традициях особый жанр лирики, осмеивающий политические,общественные и литературные нравы (Ювенал).
Ирония - (от греч. eironeia - притворство) -..1) отрицание или осмеяние,притворно облекаемые в форму согласия или одобрения...2) Стилистическаяфигура: выражение насмешки или лукавства посредством иносказания, когдаслово или высказывание обретает в контексте речи смысл, противоположныйбуквальному значению или отрицающий его...3) Вид комического, когдасмешное скрывается под маской серьезного (в противоположность юмору) итаит в себе чувство превосходства или скептицизма.