Религия и наука — два аспекта общественной жизни, из которых первый был важен с самого начала известной нам истории человеческого разума, тогда как второй, после совсем не долгого существования у греков и арабов, возродился лищь в XVI веке и с тех лор оказывает все более сильное влияние на идеи и на весь образ жизни современного человека. Религия и наука находятся в давнем противоборстве, но до последнего времени наука неизменно оказывалась в положении победителя. Однако возникновение новых религий, оснащенных благодаря самой науке новыми возможностями для проповеднической де ятельности, сделало соотношение сил неясным, поэтому сегодня приходится снова обращаться к выяснению причин и исто рии той войны, которую традиционная религия вела против науки. С помощью наблюдения и рассуждения наука устанавливает факты и объединяющие эти факты законы, что позволяет в ряде случаев успешно предсказывать будущее. Помимо теоретического аспекта имеется еще и основанная на науке техника, создающая удовольствия и удобства, которые были невозможны или слишком дорого стоили в донаучную эпоху. Именно техника придает науке большую значимость, ' даже в глазах далеких от нее людей. С социальной точки зрения религия представляет собой более сложное явление, чем наука. В каждой из великих истори ческих религий присутствуют три элемента: 1) церковь, 2) вера, 3) кодекс личной морали. Относительная важность каждого из этих элементов изменялась с течением времени и была разной у различных народов. <...> Тем не менее, все три элемента — пусть в неодинаковых пропорциях — существенны для религии как социального феномена. Религия вступает в конфликт с наукой именно по той причине, что имеет социальное значение. Личная религия, не делающая утверждений, которые наука могла бы опровергнуть, спокойно существует и в научную эпоху. Источником конфликта между религией и наукой является различие в убеждениях, однако острота противоречий обусловлена тем, что убеждения связаны с церковью и моральным ко дексом. Сомнение в вере ослабляет авторитет церкви; кроме того, всегда считалось, что сомнение подрывает мораль, посколь ку моральный долг выводится именно из убеждений. Поэтому не только церковные, но и светские власти имеют основания опасаться революционных взглядов ученых. (Б. Рассел) С1. Как автор характеризует современный этап конфликта между религией и наукой? Какие возможности, придающие науке большую значимость, открывают обществу теоретический и практический аспекты науки? С2. Чем объясняется важность религии и науки в жизни общества? Используя текст и знания обществоведческого курса, приведите три объяснения. СЗ. Назовите три «великие исторические религии» . Используя знания обществоведческого курса и личный социальный опыт, приведите три положения «кодекса личной морали» любой из названных вами религий (сначала назовите религию, а затем приведите соответствующие положения) . С4. Согласны ли вы с мыслью автора о том, что «не только церковные, но и светские власти имеют основания опасаться революционных взглядов ученых» ? Используя содержание текста, обществоведческие знания и личный социальный опыт, приведите три аргумента в обоснование своего мнения. С5. Известно, что многие демократические страны столкнулись с проблемой низкой явки избирателей на выборы. Некоторые страны вводят специальные санкции (например, штрафы) в отношении таких избирателей, другие считают явку на выборы правом избирателя, которым он может и не пользоваться. Предположите, какими могут быть причины низкой явки избирателей на выборы? Назовите три причины. Сб. Назовите любые три фактора, влияющих на формирование спроса, и проиллюстрируйте каждый из них конкретным примером.
аспекта общественной
жизни, из которых первый
был важен с самого начала
известной нам истории
человеческого разума, тогда
как второй, после совсем не
долгого существования у
греков и арабов, возродился
лищь в XVI веке и с тех лор
оказывает все более сильное
влияние на идеи и на весь
образ жизни современного
человека. Религия и наука
находятся в давнем
противоборстве, но до
последнего времени наука
неизменно оказывалась в
положении победителя.
Однако возникновение
новых религий, оснащенных
благодаря самой науке
новыми возможностями для
проповеднической де
ятельности, сделало
соотношение сил неясным,
поэтому сегодня приходится
снова обращаться к
выяснению причин и исто
рии той войны, которую
традиционная религия вела
против науки.
С помощью наблюдения
и рассуждения наука
устанавливает факты и
объединяющие эти факты
законы, что позволяет в
ряде случаев успешно
предсказывать будущее.
Помимо теоретического
аспекта имеется еще и
основанная на науке
техника, создающая
удовольствия и удобства,
которые были невозможны
или слишком дорого стоили
в донаучную эпоху. Именно
техника придает науке
большую значимость, ' даже
в глазах далеких от нее
людей.
С социальной точки
зрения религия
представляет собой более
сложное явление, чем наука.
В каждой из великих истори
ческих религий
присутствуют три элемента:
1) церковь, 2) вера, 3) кодекс
личной морали.
Относительная важность
каждого из этих элементов
изменялась с течением
времени и была разной у
различных народов. <...> Тем
не менее, все три элемента
— пусть в неодинаковых
пропорциях — существенны
для религии как социального
феномена. Религия вступает
в конфликт с наукой именно
по той причине, что имеет
социальное значение.
Личная религия, не
делающая утверждений,
которые наука могла бы
опровергнуть, спокойно
существует и в научную
эпоху.
Источником конфликта
между религией и наукой
является различие в
убеждениях, однако острота
противоречий обусловлена
тем, что убеждения связаны
с церковью и моральным ко
дексом. Сомнение в вере
ослабляет авторитет церкви;
кроме того, всегда
считалось, что сомнение
подрывает мораль, посколь
ку моральный долг
выводится именно из
убеждений. Поэтому не
только церковные, но и
светские власти имеют
основания опасаться
революционных взглядов
ученых.
(Б. Рассел)
С1. Как автор
характеризует современный
этап конфликта между
религией и наукой? Какие
возможности, придающие
науке большую значимость,
открывают обществу
теоретический и
практический аспекты
науки?
С2. Чем объясняется
важность религии и науки в
жизни общества? Используя
текст и знания
обществоведческого курса,
приведите три объяснения.
СЗ. Назовите три «великие
исторические религии» .
Используя знания
обществоведческого курса и
личный социальный опыт,
приведите три положения
«кодекса личной морали»
любой из названных вами
религий (сначала назовите
религию, а затем приведите
соответствующие
положения) .
С4. Согласны ли вы с
мыслью автора о том, что
«не только церковные, но и
светские власти имеют
основания опасаться
революционных взглядов
ученых» ? Используя
содержание текста,
обществоведческие знания
и личный социальный опыт,
приведите три аргумента в
обоснование своего мнения.
С5. Известно, что многие
демократические страны
столкнулись с проблемой
низкой явки избирателей на
выборы. Некоторые страны
вводят специальные
санкции (например, штрафы)
в отношении таких
избирателей, другие считают
явку на выборы правом
избирателя, которым он
может и не пользоваться.
Предположите, какими могут
быть причины низкой явки
избирателей на выборы?
Назовите три причины.
Сб. Назовите любые три
фактора, влияющих на
формирование спроса, и
проиллюстрируйте каждый
из них конкретным
примером.