Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиКалендарьОблакоЗаметкиВсе проекты

Помогите пожалуйста с анализом стихотворения Иосифа Бродского "Лети отсюда белый мотылек. "

Elizaveta Labets Ученик (220), закрыт 10 лет назад
Лети отсюда, белый мотылек.
Я жизнь тебе оставил. Это почесть
и знак того, что путь твой недалек.
Лети быстрей. О ветре позабочусь.
Еще я сам дохну тебе вослед.
Несись быстрей над голыми садами.
Вперед, родной. Последний мой совет:
Будь осторожен там, над проводами.
Что ж, я тебе препоручил не весть,
а некую настойчивую грезу;
должно быть, ты одно из тех существ,
мелькавших на полях метемпсихоза.
Смотри ж, не попади под колесо
и птиц минуй движением обманным.
И нарисуй пред ней мое лицо
в пустом кафе. И в воздухе туманном.

по плану: 1. Автор и название стихотворения.
2. История создания стихотворения / когда написано, по какому поводу, кому посвящено/.
3. Тема, идея, основная мысль / о чем стихотворение /. Цитаты из текста, подтверждающие выводы.
4. Какими художественными средствами раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения. / Если автор принадлежит к какой-либо литературной группировке: символист, акмеист, футурист, - то необходимо подобрать примеры, доказывающие, что перед нами произведение поэта-символиста, акмеиста или футуриста/.
1) Подобрать в тексте «ключевые» слова и образцы, раскрывающие главную мысль поэта, составить «цепочки» ключевых слов.
2) Проанализировать художественные приёмы, которые использует автор: метафоры, эпитеты, олицетворения, метонимии, сравнения.
3) Необходимо помнить, что за счёт применения определённых художественных приёмов слово в стихе значит больше, чем в обыденной речи / т. е. больше своего лексического значения, которое зафиксировано в толковых словарях/. Слово приобретает новый смысл, возникают новые связи между словами. Так и создаётся поэтический образ, который отражает неповторимость художественной манеры автора. Необходимо обратить внимание на:
А) Ритм стиха, стихотворный размер:
Ямб U┴
Хорей ┴U
Анапест UU┴
Амфибрахий U┴U
Дактиль ┴UU
Дольник
Верлибр / свободный или белый стих/
Акцентный стих.
┴-ударный слог; U-безударный слог; UU-пиррихий, /т. е. пропуск ударения в двусложном размере/.

Б) Значимые перебои ритма, они несут смысловую нагрузку, помогают передать интонацию, настроение автора, создают мелодию:
О как на склоне наших дней 8 слогов
Нежней мы любим и суеверней… 10 слогов, перебой ритма
Сияй, сияй прощальный свет 8 слогов
Любви последней, зари вечерней 10 слогов, перебой ритма

В) Рифмы
Смежная/парная/ААВВ
Перекрёстная АВАВ
Рифма дополнительно связывает по смыслу рифмующиеся слова и строчки, создаёт новые значения слов.
Г) Анафоры /одинаковое начало строчек/- как бы дополнительная рифма, только в начале стиха.
Д) Переносы. Значение переносимого слова подчёркивается, на нём делается смысловой акцент:
Знали бы вы,
Ближний и дальний,
Как головы
Собственной жаль мне-
Бога в орде!
Степь, каземат-
Рай – это где
Не говорят!

Е) Звуковые повторы/связывают по смыслу слова в строке, стихи в строфе, как бы «внутренняя рифма» /.
И крутится в моём мозгу:
Мазурка, море, смерть, Марина
4) Композиция стихотворения, его деление на строфы /как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы. Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли. Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.
5) Какую лексику использует автор:
- бытовую, повседневную
- литературную, книжную
- публицистическую
- архаизмы, устаревшие слова
неологизмы, слова, созданные автором / «громокипящий кубок» /

6) Образ лирического героя, как он соотносится с образом автора:
- сам автор
- рассказ от лица персонажа
Лучший ответ
Татьяна Просветленный (20893) 12 лет назад
вот немного
У бабочки Беллы Ахмадулиной есть по крайней мере ещё один близкий родственник — мотылёк Иосифа Бродского. Семантика мотылька у Бродского более разнообразна. В его ранних стихах эти залетевшие из поэзии английских метафизиков чешуекрылые вообще порхают довольно часто. Если в стихотворении 1960 года "Лети отсюда, белый мотылек" — это вполне традиционный посланец любви, то в хрестоматийных стихах "Я обнял эти плечи и взглянул" (1962) мотылек — эфемерный символ реальной, а не мнимой жизни. Более поздняя (1972) "Бабочка" Бродского — одновременно символ мимолетности жизни и "легкая преграда" между поэтом и Ничто. Основная идея мотылька-бабочки здесь — идея пограничности существования: между днем и ночью, любовью и смертью, бытием и ничто. Но бабочка — по-гречески psyche, душа. Ее появление в стихах многофункционально. С одной стороны, она кружит по комнате, как узник по камере, и в этом смысле не менее поэта подвластна призрачной жизни вещей, ходу времени. Даже более — в силу своей эфемерности: "Сказать, что ты мертва? Но ты жила лишь сутки... "[9]. С другой — мотылек напоминает поэту о реальной жизни, о необходимости стряхнуть наваждение:

И если призрак здесь когда-то жил,
то он покинул этот дом. Покинул. [

и здесь поищи http://lib.rus.ec/b/312387/read
http://www.liveinternet.ru/tags/и. бродский/
Остальные ответы
Похожие вопросы