Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиКалендарьОблакоЗаметкиВсе проекты

Кто такой — Юродивый?

Александр СТРУЧКОВ Оракул (84755), закрыт 16 лет назад
Лучший ответ
SeAD Просветленный (35228) 16 лет назад
Блаженный - нищий духом. Их Царствие Небесное

См. : http://ec-dejavu.ru/j/Jurod.html

Юродивые на Руси

Панченко А. М. Русская история и культура: Работы разных лет. СПб. : Юна, 1999, с. 392-407.

В житейском представлении юродство непременно связано с душевным или телесным убожеством. Юродивый, с точки зрения пресловутого здравого смысла, - обыкновенный дурачок. Это заблуждение, о чем не уставало твердить православное богословие. Св. Димитрий Ростовский в своих Четьих Минеях (они были настольной книгой многих поколений русских интеллигентов - от Ломоносова до Льва Толстого) поясняет, что юродство - «самоизвольное мученичество» , маска, скрывающая добродетель. Богословие учит различать юродство природное и юродство добровольное, «Христа ради» . Но, быть может, эти наставления следует зачислить по разряду демагогии? Она сопутствует всякому творчеству, в том числе и богословствованию. Это, конечно, печально, но так уж устроено человечество. Для проверки обратимся к фактам.

Среди деятелей раннего старообрядчества был юродивый Афанасий. Протопоп Аввакум так писал о нем, своем любимом ученике, земляке-нижегородце и духовном сыне: «До иночества бродил босиком и зиму и лето.. .Плакать зело же был охотник: и ходит и плачет. А с кем молыт, и у него слово тихо и гладко, яко плачет» . Весной 1665 года, когда Аввакум сидел в ссылке на Мезени, когда стало ясно, что царь Алексей Михайлович к старой вере не воротится, - тогда московской общине ревнителей древлего благочестия потребовались новые вожди. Выбор пал на юродивого Афанасия. Постригшись в каком-то северном монастыре, он стал иноком Авраамием - и тотчас взялся за перо. Он писал и прозу, и стихи (а книжная поэзия была тогда в Москве внове) . Он хранил нелегальную рукописную библиотеку и архив московских старообрядцев. Все это было отобрано в феврале 1670 года, когда бывшего

392

юродивого взяли под стражу. В заключении его держали строго, однако, по собственным его словам, «с караульщиками попризнался» и установил связи с единомышленниками. В тюрьме он ухитрился написать несколько сочинений, в частности знаменитую челобитную царю, непримиримый и резко обличительный тон которой решил его судьбу. В Великом посту 1672 года на Болотной площади - против Кремля за Москвой-рекой, куда выходил государев сад, где казнили еретиков и преступников и устраивали кулачные потехи, - он был сожжен (по русскому обычаю, в срубе без крыши: у нас заботились о зрителях, не терзали их лицезрением смертных мучений и смертного безобразия) .

Итак, юродивый Афанасий, он же инок Авраамий, принадлежал к типу не только душевно здоровых, но и интеллигентных юродивых. Интеллигентное юродство - не оксюморон и не парадокс. Юродство действительно было одной из форм интеллектуального критицизма (в качестве параллелей можно привести античных киников и мусульманских дервишей) . Как Православие толкует это «самоизвольное мученичество» ?

Пассивная его часть, обращенная на себя, - это крайняя аскеза, самоуничижение, мнимое безумие, оскорбление и умерщвление плоти, основанное на буквальном толковании Нового Завета. «Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною; ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее; какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? » (Мф. 16: 24-26). Юродство - добровольно принимаемый подвиг из разряда так называемых «сверхзаконных» , не предусмотренных иноческими уставами.

Активная сторона юродства заключается в обязанности «ругаться миру» , обличая грехи сильных и слабых и не обращая внимания на общественные приличия. Более того: презрение к общественным приличиям составляет нечто вроде привилегии и непременного условия юродства, причем юродивый не считается с местом и временем, «ругаясь миру» даже в Божьем храме. Две стороны юродства,
Остальные ответы
Noblesse Oblige Просветленный (26116) 16 лет назад
он же блаженный. это на Руси были такие тихопомешанный, дауны, считались святыми, на которых снизошел бог
Равиль Идиятуллин Мастер (1510) 16 лет назад
Все, что знаю ...их на Руси любят...блаженные они по-моему...
AlexFR Мастер (2252) 16 лет назад
В начале 20 века так называли людей - отшельников,которые сами для себя выбрали этот путь
Nikole Гуру (2799) 16 лет назад
чудаковатый помешенный человек,безумец обладающий даром порицания
не зли котика Искусственный Интеллект (337259) 16 лет назад
Относиться с опаской и пониманием к юродивым - тихопомешанным - есть не только в культуре славян. Если вспомните книги Фенимора Купера - индейцы тоже никогда юродивых не трогали, обходили стороной. Почему? Может потому, что они, как правило, добрые, всех любят. И не коварны.
Пользователь удален Мыслитель (5460) 16 лет назад
он же блаженный. это на Руси были такие тихопомешанный, дауны, считались святыми
вот оно святое аминь
Achtung, immigrante ! Мудрец (10546) 16 лет назад
Человек не от мира сего.
_ Маргарита __ Просветленный (32316) 16 лет назад
Юродивый - безумный, божевольный, дурачок, от роду сумасшедший; народ считает юродивых Божьими людьми. Принимать на себя юродство - напускать на себя дурь, прикидываться дурачком, как делывали встарь шуты; шалить, дурить.
Источник: В.И.Даль Толков. слов. русского языка. Современное написание.
Виктор Пирог Знаток (438) 5 лет назад
Юродивыми называли тех, кто не боялся власти и откровенно глумился над ними.
Похожие вопросы