Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

синонимы, антонимы, омонимы - правило. синонимы, антонимы, омонимы - правило

Знаток (253), закрыт 2 года назад
Лучший ответ
Синонимы – это слова, различные по звучанию и написанию, но сходные по лексическому значению. (Катастрофа, крушение, крах. )
Несколько слов синонимов образуют синонимический ряд, в котором слова различаются оттенками лексического значения (смотреть, глядеть – нейтральное, взирать – книжное, зырить – разговорное, просторечное) .
Типы синонимов:
а) абсолютные – одинаковые по лексическому значению и стилистической окрашенности (лингвистика – языкознание) ;
б) стилистические (опыт – нейтральное, эксперимент – книжное) ;
в) смысловые: гнев – ярость (сильный гнев) ;
г) однокоренные (неграмотный – безграмотный) и разнокоренные (алый – красный) .
Функции синонимов в речи:
а) замещение (чтобы избежать повторов: мальчик, Петя, он, школьник…) ;
б) уточнение (Полились алые, потом красные потоки молодого света) ;
в) экспрессивно стилистическая (наказание – нейтральное, возмездие – книжное) .
Стилистическая функция синонимов выражается:
а) с точки зрения употребления в том или ином стиле (растратить – нейтральное, растранжирить – разговорное) ;
б) с точки зрения отношения к современному языку (вместе – совр. , вкупе – устар.) ;
в) с точки зрения экспрессивно эмоциональной (наказание – нейтральное, возмездие – книжное) .
Антонимы – это слова, противоположные по лексическому значению (правда – ложь) .
Антонимы лежат в основе антитезы (противопоставления) .
Антонимы чаще всего называют:
– качественные признаки (добрый – злой) ;
– действия, состояния, оценки (приходить – уходить) ;
– количественные признаки (много – мало) ;
– временные или пространственные признаки (зима – лето, южный – северный) .
В отличие от синонимов, антонимический ряд антонимов состоит из двух слов (плохой – хороший) .
По морфемному составу антонимы бывают разнокоренные (злой – добрый, хороший – плохой) и однокоренные (грамотный – неграмотный) .
Антонимы используют:
– как выразительное средство создания контрастных образов в художественной литературе и газетной публицистике («Ты богат, я очень беден» . А. С. Пушкин) ;
– в качестве оксюморона (сочетание несочетаемых понятий) : «скупой рыцарь» ;
– в пословицах и поговорках (Мягко стелет, да жестко спать) ;
– в заголовках произведений («Отцы и дети» , «Война и мир») .
Омонимы – это слова одной и той же части речи, которые одинаковы по звучанию и написанию, но различны по значению (кок – род прически, кок – повар на судне) .
Отличайте омонимы от многозначных слов: в многозначных словах значения связаны между собой, омонимы же – разные слова, между которыми нет ничего общего.
Существуют различные разновидности омонимов:
– лексические омонимы (косить траву косой – девичья коса) ;
– омоформы (мой руки – мой пиджак) ;
– омофоны (леса – лиса) ;
– омографы (мУка – мукА) .
Омофоны – одинаковые по звучанию, но разные по написанию слова (скосить луг – посадить лук) .
Омографы – одинаковые по написанию слова, но разные по значению и звучанию (отличаются ударением: древний зАмок – открыть замОк) .
Омоформы – одинаковые по звучанию и написанию формы разных слов (лечу в Москву – лечу зубы) .
Стилистические функции омонимов:
а) используются в разных стилях речи для повышения ее выразительности: Миру – мир (призыв) ;

Правды не скроешь,
Знает весь свет:
Знания – сила!
Знания – свет!
(С. Маршак)

б) часто используются для создания каламбуров (игра слов) : Любил студентов засыпать он, видно, оттого, что те любили засыпать на лекциях его. (С. Я. Маршак) ;
в) используются в детских стихотворениях:

Ежик выбежал из норки
И спросил у серой норки:
«Где вы были? » – «У лисички! »
«Что вы ели там? » – «Лисички!»
Остальные ответы
Синонимы - это слова одинаковые по смыслу но разные по произношению! например ( Бегемот - Гиппопотам)
Антонимы- это слова разные по смыслу! например ( Белый- Чёрный)
Омонимы - это слова одинаковые по произношению но разные по значению! Например Кисть (руки) Кисть (винограда)
Омонимы - одинаковые слова но разные по значению (руки)
Антонимы - это слова противоположности по значению (белый-черный)
Синонимы-слова, которые отличаются но сходит по значению (красивый, превосходный)
Омонимы-одинаковые слово, а значения разные. Голубой, лисички, коса.
Антонимы-слова с противоположны значением. Правда-ложь, хороший-плохой, добрый-злой.
Синонимы-слова с одинаковым значением. Буря, штурм, ураган.
Омонимы

Паронимы

Синонимы

Антонимы

Слова, разные по значению, но одинаковые по звучанию

Слова, разные по значению, но близкие по звучанию

Слова, одинаковые или близкие по значению, но разные по звучанию

Слова, противоположные по значению

кран (подъемный)

кран (водопроводный)

дипломат – дипломант

вдохнуть – вздохнуть

искусный – искусственный

солнце – светило

смелый – храбрый

всесильный - всемогущий

хороший – плохой

день – ночь

верх – низ
Омонимы звучат одинаково но пишуца по разному