В творчестве Пабло Пикассо картина «Девочка на шаре» открывает так называемый «розовый период» , пришедший на смену «голубому» и еще сохраняющий в себе его отзвуки. История создания картины, выполненной в 1905 году, достаточно известна. Одним из начальных свидетельств зарождавшегося замысла стал рисунок пером из парижского собрания Берггруен, известный под названием «Эквилибристка» , где героиня представлена стоящей на камне. За ним последовали более близкие к окончательному варианту изображения двух персонажей на переднем плане в двух рисунках из частного собрания в Париже, которые считаются уже эскизами к московской картине. Фигура девочки и голова акробата разрабатываются также в наброске на обратной стороне гуаши «Мальчик с собакой» ( 1905,Санкт-Петербург, Эрмитаж) . Со временем фигура девочки на шаре появляется в окружении многих других фигур. Предполагается, что в этот период Пикассо задумал две большие парные композиции из жизни странствующих актеров: картину «Странствующие комедианты» (завершена тогда же, в 1905 году, ныне – Вашингтон, Национальная галерея; девочки на шаре там нет, своеобразной префигурацией задуманного образа может считаться маленькая танцовщица с каким-то предметом, вероятно, используемым при исполнении ее номера, она стоит спиной к зрителю, держась за руку высокого гимнаста в костюме Арлекина) и «Привал комедиантов» , видимо, так и не осуществленный, известный только по эскизам и подготовительным работам.
О картине