Вам уже много кто хорошо написал, но всё-таки не вполне ясен ответ на вопрос. А у тех, где ясен, он, к сожалению, не верный. Посему, без цитат не обойтись :)
Time Out: промолчи - за умного (мудрого) сойдёшь! – чтож, неужели все мудрые только таковыми кажутся?. .Кроме того, "умный" и "мудрый" – совершенно разные люди :)
жизнь идёт: слушать умеют – совершенно верно. Но отсюда ещё не видно ответа на вопрос, отчего ж они сами-то молчат! Казалось бы, наоборот: умея слушать, набираются знаний, которыми должны бы щедро делиться.. .Но этого действительно не наблюдается. Почему?
Саша Воронов: к чему слова когда и так все ясно – например для того, чтобы "всё ясно" стало и кому-то другому. В идеале – всем.
Юрий Дмитриев: А чего зря воздух сотрясать, если на много ходов вперед все и так видно... – то же самое: как будто мудрые думают только о себе!
Татьяна: Как сказал один мудрец: «Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» – прекрасно, Татьяна, спасибо. Здесь всё так.
Поэтому мудрец и молчалив... – но из Вашего ответа так и не видно, почему «поэтому» молчалив мудрец. Ведь из того, что познания доставляют скорбь ещё не следует, что ими не нужно делиться, как тот же мудрец говорит в ином месте: «
Мудрый муж поучает народ свой». Кроме того, Вы же хорошо понимаете, что печали и скорби скорее доставляют человеку счастье, чем лишают его.. .
Евгений Нагиба: Мудрые понимают, что такие же мудрые, как они, и сами дойдут до истины в данном вопросе, а тратить свои силы и время на убеждение всех остальных - значит, не быть мудрым – по-Вашему выходит, что всякий мудрый – глубокий эгоист. Тогда как в менталитете стольких народов заложено совершенно противоположное убеждение, выражающееся синонимичными рядами противопоставлений: "мудрый", "переживающий", "заботливый", "благой" != "глупый", "равнодушный", "эгоист", "злой".
Круг: боятся критики, т. к. старые, не хотят отрицательных эмоций – во-первых, не всякий "мудрый" обязательно "старый", как и наоборот. А во-вторых, хорошо сказал один из мудрых: «
Глупый пренебрегает наставлением отца своего; а кто внимает обличениям, тот благоразумен».
Александр Пошехонов: А может это и есть мудрость - не говорить лишних слов, не стать похожим на пароход у которого весь пар уходит в гудок – "не говорить лишних слов" – это не определение мудрости, а естественное следствие её.
Алексей Сухомлинов: Молчание – Золото – это так, но опять: нет золотого ответа на вопрос.. .
Итак, отчего же мудрый обыкновенно молчит, тогда как от всей души ЖЕЛАЕТ, и ему действительно ЕСТЬ, ЧЕМ поделиться с ближними?. .
Мне кажется, это происходит у мудрых по двум причинам.
Во-первых, они хорошо знают, что не всякое знание полезно во всякое время. И потому скрывают его даже от вопрошающих, что не желают доставить им душевного вреда (а не скорби! ) через раскрытие знания, до восприятия которого те ещё не доросли.
А во-вторых, они многократно и многоболезненно убедились в том, что люди, в подавляющем большинстве своём, не умеют слушать (ср. с евангельским: «
Наблюдайте, как вы слушаете»), т. е. не умеют, как должно, воспринимать знание через слышание. И для них лучше даже долгое время пребывать без "оглашения" мудростию, чем, будучи просвещёнными, оставаться в отношении полученного знания безплодными.
Итак, от великой любви к людям мудрые так мало говорят им.. .
P.S. А вообще – спасибо за замечательный вопрос.