"Он любил ужасных мух, у которых жирный зад"? Бурлюк был хорошим учителем Маяковского?
Это было ровно 80 лет назад. Отец российского футуризма, до последних дней называемого им "искусством революционного пролетариата", друг и наставник великого поэта пролетарской эпохи Маяковский (последний нежно называл его Додичкой) - Давид Давидович Бурлюк покинул долгие годы потрясаемую им Москву (а можно ли было слушателям, воспитанным на стихах Блока, Брюсова и Гумилёва спокойно слушать Додичкины стихи :
" Я - беременный мужчина", "Он любил ужасных мух, у которых жирный зад" и прочее? ) с горячо любимым им революционным пролетариатом и по дороге на восток остановился в столице Колчака - Омске.
Здесь он прожил чуть меньше года, но сибирских впечатлений хватило ему до конца жизни. Из местных литераторов и художников Бурлюк особо выделял Антона Сорокина.
Они сразу понравились друг другу - Король писателей и Король российского футуризма, выдали друг другу удостоверения в гениальности, а Бурлюк сообщил А. Сорокину, что отныне имя того будет упоминаться "в обращениях наших к народу: Давид Бурлюк, Василий Каменский, Алексей Крученых, Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, Игорь Северянин и Антон Сорокин".
В Омске Бурлюк написал несколько статей о поэзии и футуризме, много рисовал ( в моём архиве есть фотокопия его автопортрета, подаренного им Сорокину) и написал множество стихов, по большей части нигде тогда не опубликованных.
Чуть раньше, чем Красная Армия закончила поход на Тихом Океане, Бурлюк оказался во Владивостоке. Он стремился уехать в Америку через Японию, но денег не было.
Наконец, удалось найти мецената, давшего деньги с условием - Бурлюк должен был жениться на его некрасивой, мужеподобной дочери Марусе и увезти её с собой в США. Бурлюк согласился, а случайный брак оказался прочным и счастливым. Александр Рапопорт. ДАВИД ДАВЫДОВИЧ БУРЛЮК
Я ж заточен в лихорадке строк, \словно в глухих четырех стенах. \Первая вмиг за спиной встает, \путь к отступленью отрезав мне. \Я порываюсь идти вперед — \прямо навстречу другой стене. Денис Коновальчик Из цикла “ПОДАРИ МНЕ ЛЕТНИЙ СНЕГОПАД Бескрылость
"И тут из провинции приехал Давид Бурлюк... Гениальный организатор, художник большого мастерства, человек, сознательно изменяющий живопись. Человек в ободранных брюках, одноглазый, остроумный и с лорнетом."
Вот тут и зашумело.
Он ссорил и понимал. И в своем плацдарме в живописи понимал хорошо, соединял, нападал. Ходил в Эрмитаж, зарисовывал мускулы и сознательно писал новое.
Это был вождь". В этой характеристике В.Шкловский отметил главное, что определяет место Давида Давидовича Бурлюка в истории русского футуризма,-его организаторский талант. Именно ему принадлежит решающая роль в запуске маховика футуристического механизма.
Начинал Бурлюк как художник. Он учился живописи в Казани, Одессе и Мюнхене. Входил в группу "Венок--Стефанос". Участвовал в выставке "Бубновый валет" (декабрь1910--январь1911) и в дальнейшем был активном членом одноименного общества художников.
В 1910 году Д.Бурлюк дебютировал как поэт в двух альманах, положивших начало русскому футуризму,-"Студия импрессионистов" и "Садок судей" (оба -СПб., 1910).
Именно Бурлюк сплотил вокруг себя группу поэтов и художников, названных позже кубофутуристами.
Одно из самых значительных открытий Бурлюка -Маяковский -поэт. "Маяковского он поднес на блюде публике, разжевал и положил в рот. Он был хорошим поваром футуризма и умел "вкусно подать" поэта",-писал позже В.Шершеневич. Это подтверждал и сам Маяковский: "Всегдашней любовью думаю о Давиде. Прекрасный друг. Мой единственный учитель. Бурлюк сделал меня поэтом". Заботился Бурлюк и о других поэтах (значительна, например, его роль в издании произведений Хлебникова).
Д. Бурлюк был организатором многочисленных публичных выступлений футуристов, в том числе турне по югу России зимой 1913--1914 годов. Он был инициатором и активным участником многих кубофутуристических изданий; при этом первый персональный сборник самого Бурлюка -"Лысеющий хвост" -вышел лишь в 1919 году (в Кургане).
В глазах общественности Д.Бурлюк являлся своеобразной персонификацией русского футуризма. Его скандальные выступления, вызывающий антиэстетизм в поэзии и живописи, экстравагантный внешний вид зачастую воспринимались как сущность футуристического движения. Известный театральный деятель Н.Евреинов вспоминал, что "одно время выражение "бурлюкать" было принято в наших художественных кругах как terminus technicus <технический термин (лат)>". Бытовавшие в то время неологизмы "бурлюкать", "бурлюканье", "бурлючье" приводит в своих мемуарах и Б. Лившиц. В реальном плане обобщение "Бурлюки" подтверждается тем, что в движении, кроме Давида Бурлюка, участвовали его братья -поэт Николай и художник Владимир, а эпизодически и сестры -Людмила, Марианна и Надежда. ""Бурлюки",-вспоминает художник А. Лентулов,-это уже название собирательное, ставшее в конце концов нарицательным". Однако тот же Лентулов указывает и на двойственность личности Д.Бурлюка: "По натуре Бурлюк был семьянинобыватель, не стремящийся к роскоши. Он был очень неприхотливым, очень экономным человеком и никогда не позволял себе ничего лишнего, экономя средства, выдаваемые папашей.
Трудно было разобраться, где настоящий, подлинный Бурлюк. Кто он на самом деле? Ярый анархист, апологет футуризма или просто обыкновенный мещанин?"
Одно из названий группы кубофутуристов -"Гилея" -восходит к древнегреческому названию области в Скифии, в устье Днепра, где в 1907--1914 годах жила семья Бурлюков. "Бурлючий кулак, -вспоминает Лившиц, -вскормленный соками древней Гилеи, представлялся мне наиболее подходящим оружием для сокрушения несокрушимых твердынь".
После революции, в марте 1918 года, Д.Бурлюк уехал из москвы. В 1918--1920 годах он ездил по городам Урала, Сибири и Дальнего Востока, пропагандируя современное искусство. Участвовал в дальневосточном журнале "Творчество". В 1920 году Д.Бурлюк отбыл в Японию, а в сентябре 1922 года -в США, ставшие постоянным местом его проживания (американское гражданство он получил в 1930 году). Дважды, в 1956 и 1965 годах, Бурлюк посещал
Только не в поэзии.. . морочил он Маяковскому голову...