"Натюрморт с рыбой" 1928, Деркович Дьюла 1894, Сомбатхей — 1934, Будапешт. Венгерский живописец и график. Родился в многодетной и малообеспеченной семье столяра. С детства вынужден был заниматься тем же ремеслом вопреки страстной любви к рисованию. Участвовал в Первой мировой войне, откуда вернулся инвалидом. В 1916 получил возможность посещать вечерние художественные классы в Будапеште, продолжая работать столяром. В 1918 занимался в вечерней Художественной школе К. Кернштока, продолжив эти занятия летом 1919, в период Венгерской советской республики, в загородной художественной колонии. Член компартии Венгрии с 1918. В 1923— 1925 жил в Вене, покинув родину из-за тяжелого материального положения и политических гонений. В 1926 вернулся в Венгрию, жил в Будапеште. За сравнительно короткую 15-летнюю творческую деятельность Деркович прошел весьма интенсивный путь развития, освоив уроки европейских художественных течений и выработав собственный стиль.
В самом начале 1920-х в его картинах, изображающих обычно группы людей, подчас обнаженных, работающих либо отдыхающих на природе, ощущается воздействие Сезанна и отчасти кубизма (Под большим деревом, 1922, Будапешт, Венгерская нац. галерея) . В произведениях венского периода усиливается влияние экспрессионизма.
Под большим деревом.
В произведениях венского периода усиливается влияние экспрессионизма. Соответственно меняется и тематика картин, в которых преобладают мотивы смерти (Оплакивание, 1924, Будапешт, Венгерская нац. галерея) . По возвращении на родину экспрессионистические черты становятся определяющими, композиция динамизируется, основные сюжеты — жизнь простых людей, их горести и беды (Беженцы, 1926; Улица, 1927, обе — Будапешт, Венгерская нац. галерея) .
Концерт, 1922, Деркович, Дьюла
В это время вырабатываются характерные приемы мастера: необычная точка зрения, кадрирование композиции, драматизм образов, доходящий порой до остроты гротеска. Помимо живописи художник обращается в этот период и к гравюре.
«Автопортрет_ Гравюра на меди, 1921 г. Деркович Дьюла (1894-1934)
В 1930-е, несмотря на постоянные лишения и болезни, Деркович не теряет оптимизма. Появляются картины, полные светлого лиризма, веры в человека. Лучшие работы отличаются многоплановостью образного и эмоционального решения, умением через эпизод показать сложные человеческие взаимоотношения. Такова картина Судебная повестка (1930, Будапешт, Венгерская нац. галерея) . Здесь показана и тяжкая нужда героев — самого художника и его жены, и глубина связывающего их чувства. Пейзажный фон полотна позволяет ощутить радостное цветение окружающей природы, ее постоянное обновление.
Расскажите о художнике, работы покажите!