Джон Эверетт Милле
Осенние листья, 1856
Autumn Leaves
холст, масло. 104,3×74 см см
Манчестерская художественная галерея, Манчестер Милле был самым удачливым британским художником своего времени. Если не считать короткого периода, когда он в молодые годы подвергся суровой критике, вся его дальнейшая жизнь сложилась на редкость счастливо, а незадолго до смерти Милле достиг наивысшего признания, когда был избран президентом Королевской академии художеств.
Конечно, в значительной степени он обязан своему таланту, которым щедро одарила его природа, но большую роль сыграло и его умение угадывать потребности современного ему зрителя и немедленно откликаться на них.
"Осенние листья" (англ. Autumn Leaves) — одна из наиболее известных картин художника, созданная в 1856 году и в том же году выставленная в Королевской Академии художеств.
Эту картину можно считать первой попыткой Милле отойти от ставших привычными для него повествовательных и исторических сюжетов. В ноябре 1854 года он задумал написать полотно, которое станет пробуждать философские мысли о быстротечности жизни, о времени.
В ту пору художник гостил у своего друга, поэта Теннисона. Однажды вечером он помогал ему собирать и сжигать опавшие листья. Воспоминания Милле о тех осенних сумерках оказались настолько сильными, что подтолкнули его к созданию этого грустного полотна. Композиция картины проста: желто-красные листья, дымок, поднимающийся от костра, и фигуры молодых девушек. Милле писал в Шотландии, в саду дома, где они с женой жили первое время после свадьбы. Четыре девушки - это младшие сестры Эффи, Алиса и Софи Грей, и местные жительницы.
Картина «Осенние листья» заключает в себе незатейливую символику — сравнение молодости четырех девочек, чья жизнь только началась, и мертвых листьев, символизирующих жизнь уходящую. В прелестных печальных детских лицах, пустынном пейзаже на фоне золотистого неба, горке четко прописанных листьев ощущается стремление мастера искать в повседневности значительное и возвышенное.
Критики отмечают, что во время написания этой картины Милле был увлечен поэмой Альфреда Теннисона «Принцесса» (англ. The Princess, 1847). Особенно его привлекли следующие строки:
Слезы, напрасные слезы, не вижу в них смысла.
Слезы из глубины какого-то священного отчаяния
Устремляются к глазам, рождаясь в сердце,
Когда я смотрю на счастливые осенние поля
и думаю о давно ушедших днях.
http://gallery.lariel.ru/picture.php?id=246 http://www.victorianweb.org/painting/millais/paintings/7.html [ссылка заблокирована по решению администрации проекта].ua/community/1952/735560/
http://www.art-catalog.ru/article.php?id_article=640