ГАЛИНА
Высший разум
(2365026)
6 лет назад
Композиция стихотворения построена на изображении
трх различных состояний морской стихии.
Жуковский изображает море в спокойном состоянии,
в бурю и после неё.
Это не столько описание природных явлений, сколько
особый лирический сюжет. В нём наблюдается движение,
развитие состояния лирического героя,
следящего за изменениями, которые происходят с
морем.
Но еще важнее то. что за этим стоит динамика
внутреннего состояния самого моря, его души.
Этот внутренний сюжет можно разделить на три части;
1-я часть "Безмолвное море"; Буря" 2-я часть;
"Обманчивый покой" 3-я часть.
В 1-й части рисуется прекрасная картина
"лазурного моря", спокойного и безмолвного.
Ты чисто в присутствии чистом его:
Ты льешься его светозарной лазурью,
Вечерним и утренним светом горишь.
Ласкаешь его облака золотые '
И радостно блещешь звездами его.
Небо - выражение мира иного, божественного, чистого
и прекрасного.
Наделенный способностью улавливать даже самые
незаметные оттенки, лирический герой стихотворения,
размышляя о море, догадывается, что в нем
скрыта какая-то тайна, которую он пытается постичь.
2-я часть стихотворения приоткрывает завесу над этой
тайной. Мы видим душу моря, раскрывающуюся во время бури.
Оказывается, когда пропадает свет неба и сгущается мгла,
море, погруженное во тьму, начинает рваться,
биться, око исполнено тревоги и испуга:
Когда же сбираются темные тучи,
Чтоб ясное небо отнять у тебя —
Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу...
Перед нами раскрывается глубоко спрятанная тайна
души моря.
Оказывается, как и все земное, море находится в неволе,
которую оно не в силах преодолеть.
Оказывается, что и море, подобно человеку, страдает
на земле, где все изменчиво и непостоянно,
полно утрат и разочарований.
Только там - в небе - всё вечно и прекрасно.
Вот почему туда тянется море, как и душа поэта,
стремящегося разорвать земные узы.
Море любуется этим далеким, светозарным небом,
"дрожит" за него, то есть боится потерять навсегда.
Но соединиться с ним морю не дано.
Картина двух миров - моря и неба.
Эта мысль становится понятной лишь в 3-й части
стихотворения, где "возвращенные небеса" уже не
могут полностью восстановить картину покоя
и безмятежности:
И сладостный блеск возвращенных небес
Не вовсе тебе тишину возвращает;
Обманчив твоей неподвижности вид:
Ты в бездне покойной скрываешь смятенье.
Ты, небом любуясь, дрожишь за него.
Аксюта
Профи
(962)
11 лет назад
«Море» — одно из самых лучших и самых известных стихотворений В. А. Жуковского. Оно было создано в 1822 году. Жанр — элегия.
«Море» написано четырехстопным амфибрахием и белым стихом, которые позволили Жуковскому имитировать безмолвие моря, движение волн, колыхание морской поверхности. Композиция стихотворения построена на изображении трех различных состояний морской стихии. Жуковский изображает море в спокойном состоянии, в бурю и после нее. Все три картины великолепны. В спокойной морской глади отражаются и чистая лазурь неба, и золотые облака, и блеск звезд. В бурю море бьется, вздымает волны, шум которых замечательно передан Жуковским при помощи аллитераций (повторения согласных) :
Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу.. .
Благодаря повторению шипящих звуков создается полная иллюзия шипения кипящих, клокочущих волн. Трехсложные стопы в приведенных строках разделены паузами, передающими мерные удары волн.
Но не только красота морской стихии занимает мысли поэта. В «Море» Жуковский прибегает к олицетворению природы. Поэт изображает море «живым» , «дышащим» , наполненным «тревожной думой» . Безудержная стихия «бьется» , «воет» , «рвет и терзает враждебную мглу» . Следует отметить обилие эмоциональных эпитетов («сладостный блеск» , «светозарная лазурь» и т. д.) , метафоры («смятение моря») , эпитеты, подчеркивающие состояния моря («безмолвное море» , «испуганные волны») , состояние неба («таинственное, сладостное, полное жизни») . Поэт обращается к морю с вопросами, словно к человеку:
Что движет твое необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряженная грудь?
Море остается загадкой для лирического героя. Раздумья приводят его к мысли о сходстве человеческой жизни и жизни морской стихии. Море из «земныя неволи» тянется к небу, чтобы обрести желанную свободу.
Главной темой элегии Жуковского «Море» является изображение двух миров — моря и неба. Так автор воплощает в своем произведении идею романтического двоемирия. Как известно, мир для романтиков делился на две части: «здесь» и «там» . «Там» и «здесь» — это антитеза (противопоставление) , эти категории соотносятся как идеал и действительность. Презираемое «здесь» — это современная действительность, где торжествует зло и несправедливость. «Там» — некая поэтическая действительность, которую романтики противопоставляли реальной действительности.
В данном стихотворении картины состояния моря связаны с настроением, миром эмоций и чувств человека (полны «тревожной думы») . Таким образом, образ моря символизирует человека, погруженного в реальную действительность, находящегося «здесь» . Образ неба, соответственно, воплощает желанное «там» . Риторические вопросы, задаваемые морю («Что движет твое необъятное лоно? / Чем дышит твоя напряженная грудь?») , связывают картины природы с философскими раздумьями о смысле человеческой жизни.
Развитие лирического сюжета свидетельствует о том, что достижение идеала, который воплощает небо, обманчиво, невозможно. Сначала море изображается внешне спокойным, но на самом деле оно наполнено «смятенной любовью» и «тревожною думой» . Из «земной неволи» оно тянется к далекому, светлому небу, что символизирует стремление человека к гармонии, поиску идеала. Затем автор изображает бушующее море, которое рвет и терзает «враждебную мглу» , скрывающую от него небо. Эта борьба как будто заканчивается успешно: «И мгла исчезает, и тучи уходят» . Но финал стихотворения демонстрирует хрупкость этой победы. Полное и окончательное совмещение идеала и действительности невозможно:
Но, полное прошлой тревоги своей,
Ты долго вздымаешь испуганны волны,
И сладостный блеск возвращенных небес
Не вовсе тебе тишину возвращает;
Обманчив твоей неподвижности вид:
Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,