МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ СТОЛКНОВЕНИЙ СУДОВ (МППСС)
Правило 7. Опасность столкновения
В большинстве случаев предпочтение отдается изменению курса ВПРАВО, далее — уменьшению скорости хода вплоть до полной остановки, затем — изменению курса вправо с одновременным уменьшением скорости и, наконец, — изменению курса влево.
Если расхождение происходит в открытом море, то уверенным действием следует считать изменение курса не менее чем на 30—90 °. Тем самым днем достигается резкое изменение ракурса судна и створа мачт, ночью — четкое обозначение бортового огня и расствора топовых огней, в условиях ограниченной видимости — существенное, заметное изменение направления следа послесвечения отметки эхосигнала судна на экране РЛС.
Если для расхождения выбирается маневр поворота влево, то его следует (при прочих равных условиях) производить раньше по сравнению с возможным изменением курса вправо.
Необходимо тщательно контролировать эффективность предпринятых для расхождения действий.
Правило 10. Плавание по системам разделения движения
Системы разделения движения (СРД) , одобренные ИМО, ежегодно публикуются в Извещениях мореплавателям (ИМ №1). В отдельном руководстве “Общие положения об установлении путей движения судов “ (изд. ГУНО № 9036) можно выбрать все сведения по навигационному использованию СРД и терминологию, применяемую при плавании в этой системе:
• 1 – зона или линия разделения движения;
• 2 – полоса движения;
• 3 – рекомендованное направление потока судов;
• 4 – зона прибрежного плавания;
• 5 – ГВ – глубоководный путь.
В правиле 10 (а) говорится, что:
“...и не освобождает никакое судно от его обязанностей, вытекающих из любого другого Правила”. Поэтому в случаях возникновения опасности столкновения вступают в силу все другие правила МППСС и суда должны действовать в соответствии с ними.
В общем случае при плавании по СРД суда должны:
• держаться ПРАВЕЕ линии или зоны разделения движения и следовать в общепринятом направлении движения;
• при входе в СРД или выходе из нее судно должно это сделать под возможно меньшим углом к общепринятому направлению движения. Обычно такое действие должно осуществляться на конечных участках СРД;
• суда должны, насколько это практически возможно, избегать пересечения полосы движения, установленной СРД.
Правило 14. Ситуация сближения судов, идущих друг на друга
... оба судна имеют одинаковые обязанности: каждое должно изменить свой курс ВПРАВО, с тем чтобы каждое судно прошло у другого по левому борту;