вася антонов
Ученик
(135)
12 лет назад
асня - короткий рассказ сатирического характера. С помощью басни с давних пор человек искал ответа на вопрос: как вести себя в огромном и сложном мире, как правильно строить отношения с другими людьми. Басня всегда носит иносказательный характер, а в качестве персонажей в ней чаще всего выступают животные, растения, вещи.
Иван Андреевич Крылов - великий русский баснописец. Мы с детства знакомы с его произведениями. В своих баснях он высмеивает и критикует недостатки общественной жизни и человеческие пороки: хитрость, жадность, лень, тщеславие, трусость, глупость, невежество. Причем делает это просто и доходчиво, понятным языком.
Так, например, Крылов убежден, что основу жизни составляет труд, а благополучие общества зависит от согласного труда людей, работающих честно и умело. К чему может привести отсутствие профессиональных знаний, показано в басне "Квартет". Однажды в лесу звери собрались сыграть квартет. Они достали ноты, взялись за инструменты
И сели на лужок под липки
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
"Музыканты" принялись искать причину плохой игры и решили, что все из-за того, что они неправильно сидят. Несколько раз они менялись местами, усаживались "чинно в ряд", но это не дало желаемого результата. Ведь дело не в том, как рассядутся артисты, а в умении владеть инструментом, исполнять на нем музыкальные произведения. Только соловей, прилетевший на шум, открыл глаза горе-музыкантам:
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней.. .
А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь.
В общем деле нужны не только профессионализм и умение, очень важно иметь согласие. Об этом рассказывает замечательная басня "Лебедь, Щука и Рак". Животные собрались везти воз, но каждый был настолько уверен в своей правоте, что не желал прислушаться к мнению других. Каждый из них тянул воз в свою сторону, поэтому тот не сдвинулся с места.
В басне "Щука" автор критикует судей за их безнравственность, хитрость и изворотливость. Он уже не просто высмеивает, а разоблачает судей, которые создают видимость соблюдения всех правил, но "неправдой судят". Мораль этой басни перекликается с известными русскими пословицами: "Законы святы, да судьи супостаты", "Суд прямой, да судья кривой", в которых (как и в баснях) отражено отношение простого народа к жизненным явлениям. Автор часто опирается на народную мудрость, заключенную в преданиях, пословицах и поговорках, чтобы сделать свои выводы (мораль басни) доступными простым читателям.
Иван Андреевич Крылов заслужил всенародную славу и признательность. Созданные им произведения давно вышли за пределы России, он стал известен и в Англии, и в Америке. Его ценят и почитают наряду с великими баснописцами древности и новых времен.
asasin korp
Ученик
(113)
8 лет назад
В своих баснях Иван Андреевич Крылов высмеивает и критикует недостатки общественной жизни и человеческие пороки: хитрость, жадность, лень, тщеславие, трусость, глупость, невежество. Причем делает это просто и доходчиво, понятным языком.
Так, например, Крылов убежден, что основу жизни составляет труд, а благополучие общества зависит от согласного труда людей, работающих честно и умело. К чему может привести отсутствие профессиональных знаний, показано в басне «Квартет» . Однажды в лесу звери собрались сыграть квартет. Они достали ноты, взялись за инструменты
И сели на лужок под липки
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
«Музыканты» принялись искать причину плохой игры и решили, что все из-за того, что они неправильно сидят. Несколько раз они менялись местами, усаживались «чинно в ряд» , но это не дало желаемого результата. Ведь дело не в том, как рассядутся артисты, а в умении владеть инструментом, исполнять на нем музыкальные произведения. Только соловей, прилетевший на шум, открыл глаза горе-музыкантам:
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней.. .
А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь.
В общем деле нужны не только профессионализм и умение, очень важно иметь согласие. Об этом рассказывает замечательная басня «Лебедь, Щука и Рак» . Животные собрались везти воз, но каждый был настолько уверен в своей правоте, что не желал прислушаться к мнению других. Каждый из них тянул воз в свою сторону, поэтому тот не сдвинулся с места.
В басне «Щука» автор критикует судей за их безнравственность, хитрость и изворотливость. Он уже не просто высмеивает, а разоблачает судей, которые создают видимость соблюдения всех правил, но «неправдой судят» .
С тех пор прошло много времени, мир очень изменился, но постоянными остаются человеческие качества: ум и глупость, зло и доброта, ложь и правда, храбрость и трусость… Крылов учил узнавать в своих произведениях самих себя, помогал обнаружить недостатки и подсказывал, как от них избавиться.
Ирина Шварц
Ученик
(202)
5 лет назад
Басни Ивана Андреевича Крылова появлялись, как правило, в связи с определёнными событиями в жизни российского общества. Они часто были реакцией на конкретные обстоятельства или поступки конкретных людей: высокопоставленных лиц, литераторов с сомнительной репутацией. Читатели басен, главным образом те, кто были в курсе событий общественной жизни, без труда узнавали «героев». Крылов немедленно реагировал на безнравственность, безответственность, имевшие место быть. Он находился в обществе на положении, которое можно обозначить так – «совесть народа».
События крыловской эпохи ушли в небытие, но уроки мудрого баснописца продолжаются до сих пор. В чём же причина того, что спустя столетия, «школа нравственности имени Крылова» не закрылась, она продолжает функционировать и до сих пор?
Секрет, скорее всего, не только в отточенном литературном мастерстве басенного автора, но и в том, что Крылов не только вскрывал, обозначал и клеймил пороки, а в том, что он беспрестанно развивал позитивные начала, создал настоящую философскую систему воспитания поколений.
Какие же недостатки высмеивал и критиковал баснописец в своих произведениях? Они стары, как мир. Алчность, ненасытность, скупость, плутовство, фальшь, двуличие, бессмысленность, лукавство, лесть. Герои крыловских басен нашли пристанище в мире, где процветает лицемерие, господствуют лень, трусость, хвастовство.
Чем плохи новоявленные Музыканты (басня И. А. Крылова «Музыканты») ? «С прекрасным поведеньем», но главное умение, которое они должны продемонстрировать – петь, к сожалению, не могут. Так что это тогда за Музыканты? Они взялись не за своё дело. Не владеешь ремеслом – не берись, не смеши людей.
Всем хорош и «механики мудрец» из басни «Ларчик», да вот только реквизит открыть он так и не смог. Поворачивал его «мудрец-мастер» с разных сторон, изображая бурную деятельность, да вот только результата не видно. А в деле, главное, не слова — а результат.
А как вам Щука, вызвавшаяся гоняться за мышами («Щука и Кот»)?
Во всех этих баснях Крылов наглядно демонстрирует пустопорожние занятия, отход в сторону от истинного дела, дилетантство.
Какие недостатки высмеивал Крылов в своих баснях?
В басне «Мартышка и очки» — глупость необразованного человека.
В басне «Ворона и Лисица» — лесть, глупость.
В басне «Слон и Моська» — хвастовство.
Людям не свойственно выказывать свои недостатки — большинство старается завуалировать их, дать им привлекательную обёртку. Демонстрировать недостатки и неумения не принято.
Тем не менее, как их не скрывай, они всё равно проявятся. И Крылов это отлично знал. Сам он, начавший свою трудовую деятельность на одиннадцатом году жизни, насмотрелся всякого. С детских лет он примечал то, что творится в обществе, аккумулировал в себе впечатления о жизненных неурядицах, что потом нашло своё отражение в его баснях.
Лиза Точилкина
Знаток
(254)
7 месяцев назад
Чтобы разобраться, кого и за что И.А Крылов высмеивает своих баснях нужно обратиться к жанру басня. Басня- стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. Так в басне Крылова "свинья под дубом", осуждая свинью Крылов высмеивает людей, которые уверены, что всё в этом мире существует исключительно для них. В этой басне героями становятся свинья ,ворон и дуб. В образе свиньи высмеиваются человеческие пороки, такие как :жадность ,невежество, не способность видеть дальше своего носа. Ворон- персонаж пытающийся вразумить свинью по своей наивности и не понимающий, что свинья вряд ли его слушает, а если и слушает, то понимать не хочет. Дуб отображает образ мудрого старца, который не пытается наставить свинью на истинный путь, а лишь молча принимает тот факт, что свинью не вразумить. Автор не зря выбрал именно свинью в качестве олицетворения пороков. Все мы знаем определённую особенность свиней- они не способны поднять голову вверх. Поэтому в конце басни дуб приходит к заключению:
Неблагодарная!-промолвил дуб ей тут,
-Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы было видно,
Что эти жёлуди на мне растут.
В конце автор делает заключение которое отражает всю суть произведения:
Невежда так же в ослепленье
Бранит науки ,и учение,
И все учёные труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды
Крылов в своих баснях высмеивает не только ложь, лесть ,хвастовство ,безнравственность глупость, но и хитрость. К примеру, в басне "ворона и лисица" он высмеивает хитрость и лесть, о чём говорит в самом начале басни:
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Чтобы добавить красочности автор использует такие средства выразительности, как: эпитеты("сырный дух","ангельский голосок") метафоры ("уголок в сердце"), олицетворения ("сыр пленил").
Писатель, закладывая в начале мораль, говорит, что тщеславие неистребимо и что "льстец всегда тащит уголок". В этой басне лисица- символ хитрости.Она, восхваляя красоту вороны и призвала её петь, из-за чего ворона роняет кусок сыра, который был у неё во рту. Стоит отметить, что лисица ,при всей своей эгоистичности, остаётся победительницей. В этом и заключается ещё один авторский посыл: не все получают по заслугам,но нельзя угадать, когда тебя настигнет расплата за плохие нельзя угадать когда тебя настигнет расплата за плохие поступки. Можно сделать вывод, что басни Крылова олицетворяют и осуждают человеческие пороки. Его басни учат быть самокритичными, честными ,отзывчивыми, заставляют задуматься о пороках.