


Детские вопросы.. . Должны ли ответы на них быть взрослыми?
"... распахнутыми глазами набюдает, пока я мою посуду - изучает, как вода потоком стремится из крана на мои руки, как урчит колонка нагревателя и тихонько гудят от напряжения трубы, изучает всё в мелочах, раздумывая и пытаясь понять, как работает сложнейший и незнакомый ему механизм, а глаза его светятся необычайно, удивляя меня и вселяя неясное смущение.
- Откуда приходит эта вода? - чувствую, как его щечки слегка розовеют - решился всё же спросить, хотя долго сомневался.. .
- Приходит? Ммм.. . Ну, видишь, она течёт по трубам, под землёй, издалека.. . И попадает к нам на кухню, и через смеситель и кран течёт в раковину. - как сложно объяснять то, к чему настолько привык, что никогда толком и не задумывался, как, откуда, зачем.. .
- Я вижу это.. . Я не понимаю - где живёт эта вода, которая течёт? То есть, откуда она приходит? И почему? И куда она попадает после того, как убегает в эти дырочки на дне раковины?
- Ну.. . Эммм.. . Вода берётся из водоёмов: рек, озёр, а после того, как побывает в нашей раковине, попадает в канализацию.
- Ка-на... ли-зацию? - произносит новое слово тихо-тихо будто оно пугает его.
- Да.. . Знаешь, я сама толком не понимаю, как всё это устроено. Если хочешь, давай вместе посмотрим в интернете и разберёмся?
Молчит, долго и серьёзно глядя куда-то вниз и сквозь.. .
- Нет, не хочу.. . Я хочу подумать сам... "
... перебегают нам дорогу, смеются, дети раннего школьного возраста, чему-то радуются, у всех под куртками-шапками-шарфиками выглядывают нарядные костюмчики и платья, у всех в руках яркие воздушные шары, родители едва поспевают их догонять и тоже улыбаются чему-то.
- У кого-то праздник, - я улыбаюсь вместе с ними, настроение согревается.
- Что это? - поднимает мою голову, чтобы я увидела самый высоко летящий в руках одного из детей шар, нежно-голубой, красивой овальной формы.
- Воздушный шарик, - мой взгляд затуманивают такие далёкие и родные воспоминания о первых и последних звонках, о смехе, о желании, которое всегда сбывалось с улетающим в небо шариком.. .
Чувствую, что он прямо-таки заинтригован, пытается понять, почему вид шаров вызвал во мне такие сильные и пока совсем незнакомые ему ощущения. Некоторое время мы идём, не произнося слов, я даю ему время, потому что уже знаю - он любит находить ответы самостоятельно.
- Воздушный шар состоит из воздуха и кусочка очень мягкой резины? - голосок звонкий, он не спрашивает, не уточняет, а ведёт меня по следу своих размышлений и немного волнуется.
- Угу, - я киваю, в уме прикидывая, далеко ли осталось идти до дома, стоит ли вынимать ключи, или возле подъезда будет достаточно светло.. .
Он смотрит на меня с полминуты, потом улыбается.
- Значит, воздушный шарик - это просто кусочек резины и воздух внутри?
Смеюсь, понимая, что заставляет его улыбаться, глядя на меня. Останавливаюсь, внимательно смотрю в его личико, и моя душа поёт от радости единения с его душой, чистой силой доброты и стремления.. .
Открываю рот, чтобы сказать "когда-нибудь ты поймёшь, почему кусочек резины и воздух может приносить радость" - но слышу эту мысль в своей голове и сама же её отрицаю.. . А что, если его жизнь сложится совсем иначе? Ведь каждая индивидуальность воспринимает мир, эмоции, вещи, по-своему.. . Что, если мой ответ сформирует в нем ложные убеждения, или даже сомнения, что если он подумает, что я горжусь собой и принижаю его?
- У каждого свой опыт жизни - говорит ему моё сердце - в моём опыте шарики сопровождали важные и радостные события.. . Глядя на них, я вспоминаю те дни.. . То, что было со мной раньше. То счастье, которое я смогла сохранить.. .
Трогает пальчиком слезу, скатившуюся по моей щеке.
- Почему ты плачешь?
- Ах, мой ангел.. . Шарики ведь могут лопаться.. .
Больше я не могу сказать ни слова. Он больше ничего не спрашивает. Так мы проходим последние шаги до дома, и он, закусив губу, смотрит то куда-то сквозь землю, то куда-то в небо... "
* * * *
Доброго Вам всего!
В основном согласен предыдущим ответом (Svetolika Severianina). Хотел только добавить,
что, независимо от собственной мудрости, отвечать нужно всегда,
или признаться, что ты не знаешь ответа.
Должны? А можем ли мы давать другие ответы? если да, то это наше счастье.
Только очень мудрые взрослые могут быть равноценными собеседниками для детей, и они будут давать ни взрослые и ни детские.
Это будут адекватные ответы о том, что они знают как взрослые тем языком и теми словами, которые понятны их маленьким собеседникам.
Только мудрые взрослые могут видеть мир как дети, могут быть свободны как дети, и могут говорить как дети.
Если вы не можете объяснить пятилетнему ребенку свою мысль, значит, вы сами ее не очень то понимаете.