Найдите связь между строфами. Не во всех стихах рассказывается подобным образом: вначале случилось то, потом другое. Однако во всех речь идет о чем-то, и в лучших примерах – какие обычно и изучают в школе – происходит развитие от начала к концу даже при отсутствии истории. Если сюжета как такового в стихотворении нет, постарайтесь понять его смысл и связь между строфами или частями. Для примера возьмем "В Рождество все немного волхвы… " Иосифа Бродского. [7] •Стихотворение начинается со слов "В Рождество все немного волхвы". Тема и время действия, таким образом, обозначены в самой первой строчке.
•Большая часть этого произведения не подчинена строгой хронологии; события библейских времен и современные поэту реалии переплетены, скорее, ассоциативно, нежели в соответствии с формальной логикой.
•Итак, волхвы в стихотворении – самые обычные люди, покупающие еду и подарки к праздникам. Поэт рисует картину хаоса и столпотворения в магазине, и в следующей строке неожиданно говорит о том, что за хаосом не видно дороги в Вифлеем. Но люди несут дары, садятся с ними в транспорт, расходятся по домам и дворам, даже зная, что в пещере никого нет (следует понимать реалии – речь идет об атеистическом Советском Союзе).
•Мысль о пустоте вызывает внезапное ощущение света. Чудо все неизбежнее – и в этом состоит "основной механизм Рождества". Люди чувствуют это и празднуют, даже не веруя, но испытывая потребность верить, и уподобляются пастухам, разжегшим в ночи костры.
•Образ зимней ночи и напряженного ожидания продолжается в следующей строфе: валит снег, дымят трубы, люди не понимают, кто грядет, и боятся не узнать его.
•В заключительной строфе на пороге возникает неясная фигура в платке (мы можем предположить здесь ассоциацию с Богородицей) – и человек ощущает Святой Дух в самом себе. Тогда он смотрит в небо и видит появившуюся звезду.
•Это стихотворение может быть трудно запомнить по порядку, так как строфы не связаны между собой хронологически. Однако постарайтесь выстроить ассоциативный ряд, объединяющий их, и вам будет проще выучить: в Рождество все становятся волхвами → покупки, давка в магазине, и за хаосом не видно тропы в Вифлеем → но "волхвы" возвращаются с дарами, даже зная, что в пещере пока никого нет → мысль о пустоте вызывает мысль о чуде → чудо – это суть Рождества, и люди празднуют его, даже не сознавая этого → зима, валит снег, растет чувство тревожного ожидания → человек приходит к ощущению Бога в себе и видит звезду.