речной трамвай - это местное нескоростное судно с некоторым минимальным уровнем комфорта (ПС, ПТ, ПП - не речные трамваи) , берущее 150 - 200 пассажиров. Определение "Речной трамвай" пошло из Москвы и СПб. Тоесть судно, которое совершает рейсы по определенной линии в пределах города с большим количеством остановок. Тоесть речь идет о речном городском транспорте - ИМХО в наше время есть идея весьма полезная - учитывая пробки в городах.
Официального проекта судна с названием "Речной трамвай" не существует. Но это название пристало к судам, ходившим на городских линиях в Москве раньше, чем появился т/х "Москвич", выпускавшийся МССЗ.
Первые небольшие суда для городских и пригородных пассажироперевозок появились ещё до революции, прежде всего в Питере, Нижнем и Киеве. Во многих городах этим водом транспорта заведовало Финляндское общество лёгкого пароходства, поэтому называли их "финляндочками".
В 1933 году специально для городских и пригородных пассажироперевозок в Москве было организовано Московское пригородное пароходство, так что наверное название "речной трамвай" тогда и появилось.
Ещё в 1937 году в Москве была построена серия из шести реч. трамваев типа "Громов" (номер проекта не знаю) , фото. По-моему дизайн у них был для того времени довольно футуристический, у меня такой стиль скорее с шестидесятыми годами ассоциируется.
Наркомвод хотел получить сравнительно небольшие прогулочные катера "речные трамваи", которым предстояло плавать по Москве-реке, Яузе, обходным каналам - одним словом, на водных путях в черте столичной окружной железной дороги. Но при этом заказчик подчеркнул, что по техническим и эксплуатационным качествам новые теплоходы должны превосходить суда такого же класса зарубежной постройки. Само собой разумеется, что и внешний вид судов должен был соответствовать стремительным темпам первых пятилеток. Скорость для "речных трамваев" установили довольно высокую - не менее 25-30 км/ч.
http://techmol.narod.ru/TM/IST_SER/1982/1982_09.htm из статьи следует, что "Речными трамваями" назывались суда типа "Громов", но сам термин существовал и до них ("...суда такого же класса зарубежной постройки").Вообще речными трамваями можно называть все на чем можно прокатиться. Довоенный "речной трамвай" (с надстройкой, действительно похожей на старинный трамвай) есть в Исторической серии "Техники-Молодежи" за 1986 год. На него, как на обычный трамвай, купил билет и поехал из пункта А в пункт В. Как в Венеции.
я думаю определить можно так:
1. по способу использования - трамвай - средство для перевозки пассажиров на регулярных внутригородских (пригородных) рейсах с несколькими остановками по маршруту.
2. по конструкции (назначению) - суда, изначально спроектированные для коротких рейсов. например отсутствие помещений для экипажа (маленькая автономность, сменные экипажи) , буфетов и т. п. это тоже самое, когда ПАЗик или "Бычок" используют в качестве "маршрутных такси". а вот представьте, если на остановку маршрутки подъедет ЛиАЗ или Икарус? всё равно, по способу использования он будет маршрутным такси.