Помогите !!!
Сравните исходные положения и выводы кардиналистской (количественной) и ординалистской (порядковой) теории потребительского выбора. В чем заключаются основные различия между этими теориями? Противоречат ли эти теории друг другу с точки зрения главных выводов?
Порядковая теория потребления.
Вторая порядковая теория является более современной. От потребителя не
требуется измерять полезность, достаточно лишь способности упорядочить все
возможные товарные наборы по их предпочтительности. Порядковый подход
базируется на аксиомах:
1. Аксиома полной (совершенной) упорядочности. Потребитель
способен упорядочить все возможные наборы товаров с помощью предпочтения и
безразличия. Это означает, что про любые пары товарных наборов А и В
потребитель может указать, что либо А предпочтительнее, чем В, либо В
предпочтительнее, чем А, либо А равноценно В.
2. Аксиома транзитивности. Если А предпочтительнее В, В
предпочтительнее С, или А равноценно В, а В предпочтительнее С, или А
предпочтительнее В, а В равноценно С, то А предпочтительнее С. Эта аксиома
гарантирует согласованность предпочтений.
3. Аксиома насыщения. Если набор А содержит не меньшее
количество каждого товара, а одного из них больше, чем набор В, то А
предпочтительнее В.
4. Аксиома независимости потребителя. Удовлетворение потребителя
зависит только от количества потребляемых им благ и не зависит от количества
благ, потребляемых другими. Это означает, что потребителю не знакомы чувство
зависти и сострадания, что на практике трудно достижимо.
Понятие «полезность» не более чем порядок предпочтения. Таким образом, задача
максимализации потребности сводится к задаче выбора потребителем наиболее
предпочтительных товарных наборов из всех доступных для него.
Основным инструментом данной теории являются кривые безразличия и линии
бюджетного ограничения. Допустим, что на те же деньги мы можем получить
разные наборы благ А и В. Если благо А равноценно благу В, то покупателю
безразлично, какое количество блага А и В приобрести.
Количественная теория потребления.
В основе количественной теории потребления лежит понятие полезности.
Процесс использования благ с целью удовлетворения потребностей называется
потреблением. Понять правила, по которым покупаются те или иные блага, можно
с помощью теории предельной полезности, главная идея которой состоит в том,
что ценность товаров и услуг определяется их полезностью для потребителя.
Полезность – это то удовлетворение, которое приносит благо потребителю.
Количественная теория предполагает, что полезность можно измерить в условных
единицах – ютилах . Но необходимо учитывать, что полезность
– понятие чисто субъективное и разными людьми полезность одного и того же
блага оценивается в разное количество ютилов.
Однако количественный подход имеет несколько значительных недостатков, которые не позволяют использовать его в качестве стандартного и экономически верного. Дело в том, что невозможно ранжировать все вещи, товары и услуги по величине полезности. Ютиль — это нестандартная единица измерения, поэтому нельзя абсолютно точно сказать, чему он равен и как устанавливается, т. е. отсутствует сам механизм соотнесения. В соответствии с этим получается, что каждому благу совершенно необоснованно может быть приписана практически неопределенная величина. Иными словами, не существует в мире такого прибора, который бы мог измерять полезность.