Анфиса Мяушь
Гений
(58969)
12 лет назад
На сегодняшний момент не существует единой комплексной теории малых дел. Однако в истории были прецеденты попыток реализации ее сути. Так, с позиций марксизма-ленинизма, она рассматривалась как изжившая себя еще в конце 19 века социальная практика.
В России теория малых дел сложилась в период реакции 1880-х годов, когда на страницах либерально-народнической газеты «Неделя» либеральным народником и публицистом Я. В. Абрамовым был выдвинут призыв, обращенный к интеллигенции: идти в земские учреждения, работать учителями и врачами, чтобы служить народному благу. Сторонники этой теории настаивали на реализации программы улучшения социально-экономического положения народа, а не на политических трансформациях. Отрицая «всякое насильственное улучшение общественных форм» , проповедуя «тихую культурную работу» , сторонники теории малых дел стремились, как впоследствии выразился вождь мирового пролетариата, «отвлечь передовые силы общества от революционной деятельности» . К сожалению, со своей задачей в тех условиях теория малых дел не справилась.
Теория малых дел, активно популяризируемая гражданским сектором в нынешнее время, в каком-то смысле, и сегодня ставит перед собой некогда актуальную задачу - отвлечь население от революционной деятельности.
Возможно, российская теория малых дел конца XIX века была несвоевременной, и общество, еще не освободившееся от крепостной зависимости ни в физическом, ни в моральном отношениях, не было готово ее применить, учитывая тот опыт самодержавия, который имел место на протяжении ряда столетий. Вероятно, не созрел тогда еще тот человек и не появилась та социальная группа, которые были бы способными в полной мере реализовать концепт теории малых дел.
Однако реализовали спустя век. Но, к сожалению, не в России.
Источник: http://smdip.mfa-pmr.org/index.php?newsid=21