ГАЛИНА
Высший разум
(2407226)
11 лет назад
Сначала, «звуки умертвив» , он "музыку … разъял, как труп", и она отомстила
ему творческим бесплодием.
Сальери ценит жизнь ниже искусства, считает ее отвлекающей творца
мелочью, в лучшем случае - материалом для его творений.
Искусство для него превращается во всепобеждающий эгоизм.
Сальери с пренебрежением относится к окружающей его повседневной действительности, но он не отменил ее, а скорее отменил себя как
человека и творца.. .
У пушкинского Сальери может быть два выхода. Или признать, что ошибался, попытаться повернуть и пойти за Моцартом. Или обвинить ничего не
подозревающего Моцарта во всевозможных грехах и ересях, в предательстве
общего дела, во вредности и бесполезности самого искусства.
Любовь к Искусству перерастает в ненависть. Преданнейшая любовь к Богу - покровителю искусств - переходит в обиду на него за то, что он выбрал в гении
Моцарта, явно недостойного милости.
Что пользы, если Моцарт будет жив
И новой высоты еще достигнет?
Подымет ли он тем искусство? Нет;
Оно падет опять, как он исчезнет:
Наследника нам не оставит он.
Что пользы в нем? Как некий херувим,
Он несколько занес нам песен райских,
Чтоб, возмутив бескрылое желанье
В нас, чадах праха, после улететь!
Так улетай же! чем скорей, тем лучше.
Сальери понял (или почувствовал неосознанно) , что жизнь, единственная,
данная ему богом, прожита бездарно. И чувство, движущее его действиями
вплоть до преступления, есть не столько зависть, но и чувство собственной неполноценности, которое он испытывал рядом с Моцартом.
И - страх перед будущим, когда Моцарт возмужает и укажет ему, Сальери,
его настоящее место.
"Долг" Сальери вступает в жестокое противоречие с его живым чувством к
Моцарту, которого он любит. Ему нравится Моцарт - обыкновенный человек,
доверчивый, беспечный, простой.
Но такой Моцарт не соответствует представлению Сальери о жреце и
избраннике искусства. Во имя сохранения своего узкого, представления
об искусстве и о Моцарте-композитора он отравляет Моцарта-человека.
И только потом его озаряет внезапная мысль:
"Но ужель он прав, И я не гений? Гений и злодейство Две вещи несовместные".
Пушкин дает ключ к пониманию истинной причины и ведущей линии трагедии
в глубоко символичной истории орудия убийства -пузырька с ядом.
Любовь - самое яркое и прекрасное проявление человеческой личности,
великое событие в человеческой жизни . У Сальери от его любви - а поэтому,
можно сказать, от всей жизни - остается лишь пузырек с ядом.
Это единственный результат его "мирской жизни".
И глубоко символично, что именно этим ядом всей своей жизни Сальери убивает
и самого Моцарта и, в конце концов, Моцарта в себе.