Помогите, пожалуйста. Нужно написать анализ стихотворения "Родина" Ю. М. Лермонтова.
Нужно написать анализ стихотворения "Родина" Ю. М. Лермонтова.
Стихотворение "Родина" стало одним из шедевров не только лирики М. Ю. Лермонтова, но и всей русской поэзии. Оно написано в 1841 году. Это произведение является итогом многолетних раздумий поэта. Ощущение тупика, в который зашла жизнь, породило трагическое мироощущение. Родина оказывается целительницей этой тяжелой болезни духа.
Поэт равнодушно относится к завоевательным войнам царского правительства ("слава, купленная кровью"), не вызывает его любви прошлая официальная история государства ("темной старины заветные преданья"). Реакционные писатели прославляли самодержавную и крепостническую Россию. Это, своего рода, казенный патриотизм. Поэт признает его ложным.
Чувство любви к Родине пробуждается у поэта при виде русской природы и быта простого народа. Лирический герой Лермонтова, счастлив видеть "степей холодное молчанье", "лесов безбрежных колыханье", "разливы рек, подобные морям" и "на холме средь желтой нивы чету белеющих берез". Он рад показать нам "полное гумно" - признак крестьянского благополучия, простые предметы быта: "избу, покрытую соломой", "с резными ставнями окно", - складывающиеся в образ родного края.
Уже в первой строфе автор называет свою любовь к Родине "странной". В чем же заключается эта странность? Вероятно, в двойственном отношении к Родине. Мы видим признаки сельского пейзажа со следами крестьянского труда и быта. Лермонтов любит в своей стране народ, природу, но ненавидит так называемую официальную Россию, Россию самодержавно-крепостническую, Россию угнетателей. А вот так называемый официальный патриотизм его не трогает. Лермонтов категорически отвергает сложившиеся веками устои крепостнической России и желает видеть русский народ свободным и просвещенным. Он восстает против политического гнета и пламенно призывает современников к борьбе за свободу и счастье русского человека.
В стихотворении "Родина" Лермонтов первый верно определяет чувство любви к Родине у передовых русских людей в условиях самодержавного строя.
Взгляд поэта точный, искренний, демократичный. Понятие Родины связано у Лермонтова, прежде всего с понятием народа, труда, с родной природой.
Любит Лермонтов и тонко чувствует красоту родной природы . Однако, мне кажется что в лирике Лермонтова " чистый " пейзаж отсутствует . Поэт говорит о тех мыслях и чувствах, которые вызывает у него природа . Доказательством этому служит стихотворение " Родина " И мне кажется, что его стихи согреты чувством великой любви к народу .
Поэт с первых же строк говорит о "странной" любви к отчизне. У Лермонтова несколько иное патриотическое сознание. Он сразу же отличает чуждые ему формы патриотизма. Лермонтов выдвигает нечто настолько по тем временам необычное, что приходится несколько раз подчеркнуть эту необычность: "Люблю Отчизну я, но странною любовью", "но я люблю - за что, не знаю сам", "с отрадой, многим незнакомой". Это какая-то исключительная любовь к России, до конца как будто не понятая и самим поэтом. Ясно, однако, что любовь эта к России народной, крестьянской, к ее просторам и природе. Патриотическая тема в этом стихотворении приобрела уже лирический характер. Поэт все больше переходит от обобщенной мысли к конкретной.
Он бесконечно любит свой народ, тонко чувствует красоту родной природы. В стихотворении "Родина" поэт ясно отделяет подлинный патриотизм от мнимого, официального патриотизма николаевской России.
В этом стихотворении Лермонтов противопоставляет свой патриотизм патриотизму официальному, казённому. Он заявляет о своей кровной связи с русской, родной ему природой, с русским народом, "горестями и радостями его жизни. Свою любовь к родине Лермонтов называет «странной» потому, что он любит в своей стране народ, природу, но ненавидит «страну господ» , самодержавно-крепостническую, официальную Россию. Именно таким был патриотизм Лермонтова и Радищева, Грибоедова и Пушкина, современников поэта — Белинского и Герцена и последующего поколения — революционеров-демократов 60-х годов XIX века Чернышевского и Добролюбова.
В стихотворении Лермонтова «Родина» Добролюбов находил полное выражение такого истинного патриотизма. Он писал:
«Лермонтов.. .обладал, конечно, громадным талантом и, умевши рано постичь недостатки современного общества, умел понять и то, что спасение от этого ложного пути находится только в народе. Доказательством служит его удивительное стихотворение «Родина» , в котором он понимает любовь к отечеству истинно, свято и разумно. Он говорит:
Люблю отчизну я, но странною любовью; Не победит её рассудок мой, Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни тёмной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Что же любит этот поэт, равнодушный и к воинской славе, и к величавому покою государства, и даже к преданьям тёмной старины, записанным смиренными иноками-летописцами?. .Вот что он любит:
Просёлочным путём люблю скакать в телеге.. .И т. д.
Полнейшего выражения чистой любви к народу, гуманнейшего взгляда на его жизнь нельзя и требовать от русского поэта» .
Высокий патриотизм Лермонтова прекрасно раскрывается в этом небольшом стихотворении, написанном так задушевно.
В реалистической лирике Лермонтов достигает большого художественного мастерства.
Стихотворный язык Лермонтова-реалиста сохраняет присущую его ранним, романтическим стихотворениям выразительность. Лермонтов не отказывается от широкого использования эпитетов, отражающих душевные переживания, от взволнованной речи, насыщенной вопросительными и восклицательными предложениями. Но он меньше применяет метафор, особенно развёрнутых. Его стих становится проще, живее, достигает естественной непринуждённой разговорной речи. У Лермонтова появляются повествовательные стихотворения: «Три пальмы» , «Дары Терека» , «Спор» .
Шире использует Лермонтов ритмические возможности русского стиха. Он начинает чаще применять трёхсложные размеры (дактиль, анапест, амфибрахий, допускает чередование амфибрахия с анапестом) . Так, например, в стихотворении «Русалка» (1836):
Русалка плыла по реке голубой, Озаряема полной луной.. .
первый стих — амфибрахий, второй — анапест. Создаёт Лермонтов и нового типа строфы. В стихотворении «Бородино» он применяет семистрочную строфу с своеобразной рифмовкой (аабвввб) .