ГАЛИНА
Высший разум
(2407421)
11 лет назад
Взрослым людям трудно найти общий язык, ведь они находятся в состоянии
войны.
Но дети не заражены искажёнными взглядами, им более доступно истинное человеческое понимание добра и зла.
Дружба возможна, даже если народы разделены войной.
Поэтому в рассказе "Кавказский пленник" именно ребенок, девочка Дина,
выступает как верный, преданный друг, готовый всегда прийти на помощь,
пожертвовать собой.
Толстой описывает такую историю дружбы татарской девочки Дины и
русского офицера Жилина.
Они похожи; в них много общего.
Вначале-любопытство, интерес к новому человеку, затем Дина почувствовала
в Жилине искреннего, доброго человека и стала ему доверять.
Еще одно свело их-чувство одиночества: Жилин - пленник, Дина - сирота.
Ей одиноко, она нуждается в ласке, понимании, заботе.
Дина отзывчива, умеет сопереживать, чувствовать боль, одиночество другого
человека; она заботливая, добросердечная, помнит и ценит добро,
отвечает тем же .
Когда хороший человек Жилин попадает в плен к татарам, ему грозит беда,
Дина помогает сбежать ему из плена.
Эта храбрая девочка спасла жизнь Жилину, не думая о себе, не боясь
наказания.
павел ермаков
Знаток
(374)
11 лет назад
Тема "Над чем меня заставил задуматься рассказ Л. Н. Толстого "кавказкий пленник""
В четвертую книгу для чтения Л. Толстой поместил повесть «Кавказский пленник» . Это реалистическое произведение, в котором ярко и жизненно описан быт горцев, изображена природа Кавказа. Оно написано доступным для детей языком, близким к сказочному. Повествование ведется от лица рассказчика. Основные события группируются вокруг приключений русского офицера Жилина, который попал в плен к горцам. Сюжет повести развивается динамично, поступки героя представлены как серия красочных, выразительных картин. Напряженно и драматично изображается побег Жилина, торопившегося скрыться затемно: «Он спешит, а месяц все скорее выбирается; уж и направо засветились макушки. Стал подходить к лесу, выбрался месяц из-за гор — бело, светло совсем, как днем» .
Основной прием повести — противопоставление; контрастно показаны пленные Жилин и Костылин. Даже внешность их обрисована контрастно. Жилин и внешне энергичен, подвижен. «На всякое рукоделье мастер был» , «Хоть невелик ростом, а удал был», — подчеркивает автор. А в облике Костылина на первый план Л. Толстой выдвигает неприятные черты: «мужчина грузный, пухлый, запотел» . Контрастно показаны не только Жилин и Костылин, но и быт, обычаи, люди аула. Жители изображаются так, как видит их Жилин. В облике старика татарина подчеркиваются жестокость, ненависть, злоба: «нос крючком, как у ястреба, а глаза серые, злые и зубов нет — только два клыка» .
Вызывает самую теплую симпатию образ девочки-татарки Дины. В Дине подмечены черты искренности, непосредственности. Она села на корточки, начала камень выворачивать: «Да ручонки тонкие, как прутики, — ничего силы нет. Бросила камень, заплакала» . Эта маленькая девочка, очевидно обделенная лаской, постоянно оставляемая без присмотра, потянулась к доброму, по-отечески относившемуся к ней Жилину.
«Кавказский пленник» — самое поэтическое и совершенное произведение в «Русских книгах для чтения» . В нем воплотилось единство эстетического и педагогического начал. Л. Н. Толстой внес значительный вклад в развитие детской литературы. Произведения для детей тесно связаны со всем творческим наследием великого писателя. В советское время с каждым годом растет число изданий детских рассказов Толстого. Они выходят почти на всех языках нашей многонациональной страны. Произведения Л. Толстого введены в учебные книги для начальной и средней школы. Они входят в программу дошкольного воспитания. Рассказы Толстого для детей выходят в сериях «Мои первые книжки» , «Книга за книгой» , «Школьная библиотека» и др.