Храм Неба многие относят к даосистской религиозной системе, однако жертвоприношения здесь начали приносить гораздо раньше. Здесь проходили "коронации" и другие религиозные действия, связанные с императором и его служением народу. Поклонение небу в Китае более старый культ, причем монотеистический, известен задолго до укоренения на территории страны даосизма.
Храм Неба, построенный в первой половине 15-го столетия – прекрасное культовое сооружение средневекового Китая.
Храм Неба сам по себе является замечательным зданием, но по западным понятиям он еще замечательнее благодаря тому факту, что связан с претензией человека на божественность. Китайский император не считал себя императором Божьей милостью, а считал себя божеством и потому императором. В китайской религии существует троебожие — Небо, Земля и Человек, — и император представлял собой это третье божество. "Императору, — говорит один известный исследователь китайского быта, — принадлежит власть, ограниченная только терпением народа; он предмет глубокого благоговения и поклонения своих подданных и властелин всякой жизни в подлунном мире. Имея божественную власть, он считает себя выше всех других богов и считает себя вправе жаловать божествам почетные титулы и повышать их в священной иерархии. Он один имеет право поклоняться лазурному небу и во время зимнего солнцестояния совершает этот обряд после старательного приготовления и с торжественными церемониями. " Храм Неба – это целый комплекс сооружений, расположенный в юго-восточной части Китая. Вместе с храмом на территории в 270 га находится парк и ряд дворцовых сооружений. Строительство Храма продолжалось в период с 1406 по 1420 годы, вместе с Запретным Городом. В 16 веке комплекс был расширен и переименован – изначальное наименование Храм Земли и Неба после строительства Храма Земли было заменено на Храм Неба.
В древнем Китае император считался Сыном Неба, который управляет земными делами от имени Бога, а потому чрезвычайно важно было проявлять соответствующее уважение к небесной власти, воздавать ей почести и проводить соответствующие церемонии. Храм был построен главным образом для проведения таких церемоний, главной из которых были молитвы и дары о хороших урожаях, возносить которые имел право только посланник Бога, его Небесный сын, император Китая.
Дважды в год император и вся его свита отправлялись от Священного города в Пекин, чтобы расположиться в пределах комплекса, облачиться в особые одежды, соблюдать особый пост и молится в Храме о милостях Божьих. Церемония должна была проводиться по строгим правилам – малейшее отступление от них, самая маленькая ошибка сулила плохое предзнаменование в наступающем году.
Пекин: Храм Неба.