Влад Герцин
Знаток
(487)
16 лет назад
Неверно! Почитай!
Железную дорогу в Европе, а затем и в Америке проектировали на основе трамвайных путей. Стандартное расстояние между рельсами трамвайной дороги составляет как раз 1435 миллиметров или 4 фута 8,5 дюйма. Эта ширина колеи берет начало в глубокой древности: первые дороги на территории Великобритании прокладывали римляне, а точнее, их боевые колесницы. Длина оси римской колесницы составляла все те же 4 фута 8,5 дюйма.
Применить такую ширину колеи для железных дорог предложил Джордж Стефенсон, руководивший постройкой первой паровой железной дороги Ливерпуль – Манчестер. Подвижной состав для нее заказывали на ближайшей каретной фабрике и, соответственно, ширина каретной колеи была стандартной для британских дорог.
Колея в России 1520 мм, что на 85 мм шире, чем в большинстве остальных стран. Первая же русская железная дорога, Царскосельская, имела вообще колею 1830 мм.
В начале 1840-х годов в России началась подготовка к строительству нескольких железных дорог. Большинство европейских дорог уже имели колею 1435 мм, но очень многие считали "стефенсоновскую" колею недостаточной для получения высокой скорости и должной устойчивости. Из Америки пригласили инженера Уистлера, ярого сторонника широкой колеи. Он убедил Техническую комиссию Ведомства путей сообщения принять размер 6 футов - 1520 мм. Большинство членов комиссии (7 из 9) высказались за 6 футов. 14 февраля 1842 года последовало высочайшее утверждение решения комиссии.
Немаловажную роль в этом решении сыграли соображения оборонительного характера: предполагалось таким образом не дать возможности неприятелю воспользоваться местными железными дорогами, что действительно пригодилось во время первой и второй мировых войн.
Таким образом, Россия установила у себя ширину колеи 1520 мм.
Светлана Вишаренко
Мыслитель
(8220)
16 лет назад
Нууу, существует исторический анекдот - а может, и правда.Когда Николаю Первому принесли проект первой железной дороги, то приложили предложение инженеров сделать колею шире, чем в Европе.Николай, будучи в дурном расположении дужа вследствие выпитого накануне, раздраженно написал резолюцию "На х....шире". Вот так и сделали;)
Leonid
Высший разум
(388973)
16 лет назад
Последний ответ ближе всего к истине, хотя закрались две ошибки.
Первая - насчёт древнеримских колесниц. Это популярная байка - но это именно БАЙКА. Есть такой вид фольклора - "городской миф", так вот возводить ширину английской колеи к древнеримским колесницам - как раз образец такого горолского мифа.
У римлян НЕ БЫЛО (да и не могло быть) никакого стандарта на ширину колесниц, тем более что и колесницы были разными. А Стефенсон просто выбрал "стандарт де факто", сложившийся к тому времени на железных дорогах с конной тягой, которые применялись на горных разработках.
На самом деле из разных предлагавшихся вариантов (знаменитая "война стандартов") была выбрана самая узкая колея, чтоб не пришлось вкладывать много денег в перепрошивку мостов, насыпей и выемок.
Ширина колеи, принятая при Николае, - не 1520, а 1524 мм. 1520 мм - это уже советский стандарт. Это небольшая разница, и на практике подвижной состав железных дорог с шириной колеи 1524 мм: и 1520 мм совместим.
А Дордж Уистлер не то чтобы был "ярым сторонником", а просто он был из южных штатов, где в ходу была именно широкая 5-футовая колея.