Мишуров Владимир
Мудрец
(16791)
12 лет назад
Как известно, помещики следуют у Гоголя в следующем порядке: Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин. Среди многочисленных истолкований смыслового принципа, определяющего такое расположение глав в первом томе поэмы выделяются следующие.
1. Первое и самое распространенное: «Посещение помещиков – стадии падения в грязь; поместья – круги дантова ада; владетель каждого – более мертв, чем предыдущий; последний, Плюшкин, - мертвец мертвецов» . (Андрей Белый) . Казалось бы, образы помещиков расположены по принципу «прогрессирующей отчужденности от человечества» Подобные утверждения получили широкое распространение, особенно в околонаучной сфере. При этом часто ссылаются на слова Гоголя из “Четырех писем к разным лицам по поводу «Мертвых душ» ” (письмо 3-е) : “Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого”
2. Однако этот принцип вызывает законное недоумение. Действительно ли Коробочка “более мертва”, чем Манилов, Ноздрев “более мертв”, чем Манилов и Коробочка, Собакевич мертвее Манилова, Коробочки и Ноздрева? Если под “мертвенностью” подразумевать общественный вред, приносимый помещиком, то и тут кто вреднее: хозяйственный Собакевич, у которого “избы мужиков… срублены были на диво”, или же Манилов, у которого “хозяйство шло как-то само собою” . А ведь Собакевич следует после Манилова. А слова Гоголя из «Четырех писем» характеризуют лишь общую установку «Мертвых душ» , и их буквальное понимание неоправданно.
Получается, что Манилов не только не живее последующих помещиков, но, скорее, мертвее их. И, напротив, замыкающий ряд Плюшкин в некотором смысле живее своих предшественников (по крайней мере потенциально), и только он способен к душевному и духовному воскресению.
Обратим внимание: у всех помещиков до Плюшкина нет прошлого. Плюшкин - иное дело. Этот характер представлен в динамике. Знакомясь с Плюшкиным, мы впервые ясно видим, что он мог быть и другим человеком. Этот персонаж впервые отчетливо ставит проблему человеческой свободы, выбор пути. Из всех героев первого тома Гоголь (насколько можно судить по сохранившимся данным) намеревался провести к возрождению не только Чичикова, но и Плюшкина.
3. Есть и другие соображения о принципах расположения «помещичьих» глав. Так, возможно, что последовательность глав определяется принципом антитетического чередования двух начал: мечтательности и идеализма в сочетании с долей актерства, желанием произвести впечатление (Манилов и Ноздрев) и голого практицизма (Коробочка и Собакевич) . Плюшкин, в характере которого проявляется и бескорыстная симпатия к заезжему гостю, и скаредность, олицетворяет синтез двух этих начал. Такая конструкция отличается симметричностью: «по краям» ее находятся образы двух персонажей, «договариваться с которыми было Чичикову проще всего» ; в центре – образ Ноздрева, сделка с которым вообще не состоялась.
В любом случае представление о расположении «портретов» в галерее помещиков в порядке возрастающего омертвения или невозможности исправления, является несомненным упрощением и неверно.
Виктория
Знаток
(452)
12 лет назад
расположил так, потому что кто-то еще бы мог исправиться, возможно, а вот Плюшкин, никак бы уже не изменился, он до такой степени увяз в своем "богатстве" , что ничего вокруг себя не замечал.
Источник: ИМХО
Павел Дмитриев
Знаток
(371)
9 лет назад
Вот судя по лучшему ответу: КАК ВЫ НЕ ПОНИМАЕТЕ? Манилов самый мертвый, а Плюшкин способен к возрождению... (где-то читал, что Гоголь хотел очистить Плюшкина и Чичикова)... И так: Манилов - это самый мертвый. Он уже не человек, а шкура с авто-фразами типа что-то этакое. Вспомните книгу и то, что он читал ее 2 год, а прочитал всего то от силы 10 страниц. (Хотя к этому не относится)... Или то что он не интересовался своим хозяйством.
Далее идет Коробочка. Она мертва, но не так сильно как Манилов.
и так идет до Плюшкина. Почему он не самый мертвый? Во-первых, только его историю жизни (из помещиков) Гоголь-то и рассказывает.
Во-вторых, у него богатая речь (не то что у Манилова).
В-третьих, он хорошо понимает зачем нужны Павлу Ивановичу мертвые души крестьян. Следовательно - это единственный из тех помещиков, кто может мыслить.
Получается такая картина: Самый "мертвый" - Манилов, далее Коробочка, следующий Собакевич и самый самый живой, способный очиститься от своих грехов - Плюшкин.
Alik
Мастер
(1851)
8 лет назад
Посещает от самого безнадежного, мертвого Манилова (от него осталась лишь слащавая оболочка, набор приторных жестов и однообразно-сладких фраз типа "Паренье этакое! ") до самого живого и еще не вполне безнадежного - Плюшкина (Плюшкин единственный, кто прооявляет искренее оживление, эмоции, былые чувства, когда вспоминает о своем школьном товарище, за помощью к которому может обратиться в городе в связи с оформлением сделки - "Однокорытниками были! "). Все остальные помещики - различные промежуточные стадии
Максим Ерошенко
Профи
(584)
8 лет назад
Судя по лучшему ответу, я могу сказать следующее:
Гоголь написал, что “Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого”; но разве это исключает то, что Манилов мертвее Плюшкина? По-моему нет: Манилов самый бесчувственный из всех помещиков, но это не мешает ему быть самым порядочным; в то время как самый живой из них - Плюшкин, совершенно не вежлив и не гостеприимен
Акакий Башмачкин
Ученик
(127)
7 лет назад
Порядок представления помещиков связан с количеством зла, сконцентрированного в них, со степенью их «вредоностности» и омертвелости души. Получается, что Плюшкина Гоголь считает самым «безнадежным» из всех представленных помещиков.