

Животные поддаются гипнозу?
АндНик. психолог
Да, поддаются.
Большим мастерами гипноза животных были Леонид Дуров и его сын, Владимир Леонидович Дуров.
К сказанному следует добавить, что гипноз отличается от обыкновенного
сна одною особенностью, так называемым раппортом (подсознательное
доверие) . В глубоком гипнозе между гипнотизером и гипнотизируемым
устанавливаются особые отношения: второй слышит слова только первого,
подчиняется ему во всем, исполняет его внушения беспрекословно, тогда как
на воздействия сторонних лиц он совершенно не реагирует.
Дуровы владели искусством прямого мысленного внушения, или суггестии, поэтому, действия, совершаемые животными на концертах, были очень разнообразны и сложны.
Не помню, в каком из классов начальной школы читали мы в классе отрывок о том, как В. Л. Дуров учил зайца стучать на барабане. Ещё тогда возникло у меня подозрение, что это была не обычная дрессировка метод "кнута и пряника", а воздействие на животного внушением. И только, когда мне в руки попала его книга "Дрессировка животных" я получил этому подтверждение.
Дуров не скрывает, что иногда применял гипноз по отношению к животным. Первый описанный им случай был связан с усмирением страшной собаки. Он это сделал ещё ребёнком, на спор. То, как он это делал, напомнило мне описание методики из книги по эриксоновскому гипнозу. Двигался так же, дышал так же, пока собака не остолбенела. Он смотрел в глаза собаке, она – ему в глаза. В какой-то момент почувствовал, что глаза собаки, оставаясь неподвижными, вдруг как бы начали отодвигаться вглубь. То есть физически собака ещё оставалась на месте, но психологически она уже начала отступать. А ещё через мгновение она начала отступать уже физически, пока в страхе не убежала от мальчика, забившись под кровать.
Но самый удивительный описанный им случай я отнёс бы даже не к гипнозу, а к телепатии, т. к. животному были переданы образы и внушены мысли, определившие линию поведения. И сделано это было при большом количестве авторитетных свидетелей, так что правдивость сомнений не вызывает. Единственное, что смущает, так это жестокость эксперимента. Но это смущало и самого Дурова (он всегда был противником кнута и сторонником пряника) , однако не смог отказать в просьбе посетившей его "Уголок" высокой комиссии из крупных учёных и известных журналистов.
неа,что ты!
конечно,помните из "Маугли": "Слушайте меня,бандерлоги..." :-)
Факт так называемого гипноза животных (experimentum mirabile Кирхера) состоит в том, что энергическим действием, подавляющим всякое сопротивление, животное приводится в неестественное положение (опрокидывается на спину) и в таком положении некоторое, вообще очень небольшое, время удерживается. После этого и при полном отведении рук, животное остается лежать неподвижно десятки минут и даже часы. Разные авторы, подмечая то те, то другие подробности факта, давали, соответственно этому, различные объяснения опыту. В настоящее время, благодаря систематическому исследованию нормальной деятельности большого мозга, я в состоянии указать биологический смысл факта и точно и полно выяснить его физиологический механизм, объединяя, таким образом, все отдельные фактические данные авторов. Это есть один из самоохранительных рефлексов задерживающего характера. Пред огромной силой, при встрече с которой для животного нет спасения ни в борьбе, ни в бегстве, шанс остаться целым — -именно в неподвижности: или чтобы быть незамеченным, так как движущиеся предметы особенно привлекают к себе внимание, или чтобы суетливыми, беспокойными движениями не вызвать у этой сокрушающей силы агрессивной, нападающей реакции. Неподвижность достигается следующим образом. Чрезвычайные, очень большой интенсивности или в высокой степени необычного вида, внешние раздражения вызывают быстрое рефлекторное задерживание прежде всего двигательной области коры больших полушарий, заведующей так называемыми произвольными движениями. Это задерживание, смотря по силе и продолжительности раздражителя, или ограничивается только двигательной областью и не переходит ни на другие области больших полушарий, ни на средний мозг, или же распространяется и на них. В первом случае имеются налицо рефлексы на глазные мускулы (животное следит глазами за экспериментатором) , на железы (при подаче еды начинает течь слюна, но никаких скелетных движений животного в сторону еды) и, наконец, тонические рефлексы от среднего мозга на скелетную мускулатуру для удержания того положения, в которое приведено животное (каталепсия) . Во втором случае все только что перечисленные рефлексы постепенно исчезают, и животное переходит в совершенно пассивное состояние, сонное состояние, с общим расслаблением мускулатуры. Указанный ход явлений еще раз подтверждает заключение, к которому я пришел в сообщении, сделанном мной в одном из предшествующих заседаний нашего Отделения, именно, что так называемое задерживание есть сон, только частичный, локализованный. Очевидно, что наше оцепенение, столбняк в случае сильного страха есть совершенно тот же только что описанный рефлекс.