Олечка
Ученик
(222)
11 лет назад
Гипербола —один из самых древних выразительных художественных приемов, основанный на преувеличении (гиперболизации) тех или иных свойств изображаемых предметов и явлений. Простейший случай гиперболизации — словесные гиперболы: «— Вот об землю царь стукнул палкою, / И дубовый пол на полчетверти / Он железным пробил наконечником» (М. Ю. Лермонтов) , «Рука бойцов колоть устала, / И ядрам пролетать мешала / Гора кровавых тел» (М. Ю. Лермонтов) , «рот величиною с арку главного штаба» , «суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа» , «тридцать пять тысяч одних курьеров» (Н. В. Гоголь) , «реки, озера, моря, океаны слез» (Ф. М. Достоевский) .
Художественные функции гипербол многообразны. Они необходимы прежде всего для того, чтобы указать на исключительные свойства или качества людей, природных явлений, событий, вещей. Например, исключительность характера романтического героя Мцыри подчеркнута гиперболой: слабый юноша в поединке с барсом оказывается таким же сильным, как и дикий зверь. Их бой становится поединком равных. Гиперболы привлекают внимание читателей, заставляя их по-новому взглянуть на изображаемое, почувствовать его особую роль и значимость. Преодолевая границы правдоподобия, наделяя животных, людей, явления природы, предметы «чудесными» , сверхъестественными качествами, писатели с помощью гипербол подчеркивают условность созданного ими художественного мира. Гиперболы проясняют авторское отношение к изображаемому — «возвышение» , идеализацию или, наоборот, отрицание, насмешку.
Гиперболизация играет особую роль в сатирических произведениях. Во всех сатирических жанрах — в эпиграммах, баснях и стихотворных сатирах поэтов 19-20 вв. , в «сказках» и сатирической «хронике» «История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина, в сатирической повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» , в комедиях «Клоп» и «Баня» В. В. Маяковского — гиперболы выявляют комизм изображаемых событий и героев, подчеркивают их пороки, нелепость, становятся средством их шаржированного или карикатурного изображения.