Vlad Ustelyomov
Просветленный
(44851)
11 лет назад
Из существующих эксплуатационных качеств к наиболее характерным для маломерного судна следует отнести водоизмещение, вместимость, грузоподъемность, пассажировместимость и скорость.
Различают два вида водоизмещения - массовое (весовое) и объемное.
Массовое (весовое) водоизмещение - это масса находящегося на плаву судна, равная массе вытесненной судном воды. Единицей измерения служит тонна. Учитывая, что вес судна является величиной переменной, в практике используют два понятия:
водоизмещение в полном грузу D, равное суммарной массе корпуса, его механизмов, устройств, груза, судовых запасов, экипажа и пассажиров при наибольшей допустимой осадке;
водоизмещение порожнем Do, в этом случае не учитывается масса груза, экипажа и пассажиров, топлива и других запасов.
Объемное водоизмещение V - это объем подводной части судна в м3. Расчет производится через главные измерения:
V = SLBT,
где S - коэффициент полноты водоизмещения, равный для маломерных судов 0,35 - 0,6, причем меньшее значение коэффициента присуще для небольших судов с острыми обводами. Для водоиэмещающих катеров S = 0,4 - 0,55, глиссирующих S = 0,45 - 0,6, моторных лодок S = 0,35 - 0,5, для парусных судов этот коэффициент колеблется от 0,15 до 0,4.
Как известно по закону Архимеда любое плавающее тело вытесняет объем воды, масса которой равна массе этого тела. Применительно к судну, можно связать оба вида водоизмещения формулой:
D = γV,
где γ - плотность воды. Для пресной воды γ = 1,0 т/м3 для морской - 1,025 т/м3.
Вместимость
Под валовой вместимостью понимается полный объем всех помещений судна, кроме объемов рулевой рубки, камбуза и туалета. Вместимость измеряется в м3 Чтобы получить валовую вместимость в регистровых тоннах необходимо полученную величину в м3 разделить на 2,83
Для приближенного расчета валового объема судна без надстроек можно использовать формулу:
V = S1LнбBнбН
где: S1 - коэффициент полноты валового объема;
Lнб и Bнб - наибольшие длина и ширина, м. ;
Н - высота борта в середине судна, измеренная от внутренней поверхности обшивки у киля до уровня планширя, м.
Для водоизмещающих катеров S1 = 0,55 - 0,65, глиссирующих S1 = 0,6 - 0.8. мотолодок S1 = 0.45 - 0,55, а для парусных судов 0.5 — 0,8.
Грузоподъемность
Грузоподъемность - это масса перевозимых судном грузов. Различают дедвейт и чистую грузоподъемность.
Дедвейт - это разность между водоизмещениями в полном грузу и порожнем.
Чистая грузоподъемность - это масса только полезного груза, который может принять судно.
Для больших судов единицей изменения грузоподъемности служит тонна, для малых - кг. Грузоподъемность G можно рассчитать по формулам, а можно определить и опытным путем Для этого на судно при водоизмещении порожнем, но со снабжением и запасом горючего, последовательно помещают груз до достижения судном ватерлинии, соответствующей минимальной высоте надводного борта. Масса помещенного груза соответствует грузоподъемности судна.
Пассажировместимость
Под пассажировместимостью понимается количество людей, разрешенное к размещению на судне в данных условиях плавания.
Пассажировместимость зависит от грузоподъемности:
n=G/100 (если человек с багажом) ; n=G/75 (если без багажа) .