ЗайчЕг Солнечный
Высший разум
(306299)
11 лет назад
Еще недавно двигатель работал как часы, но вот упала мощность, увеличились
расходы топлива и масла. На холостом ходу стала заметна вибрация - двигатель
явно «троит» , т. е. один из цилиндров не работает должным образом. И если замена
свечей ничего не изменит, в подобных случаях для определения причины
неисправности нередко прибегают к измерению компрессии - одному из самых простых
и доступных способов диагностики.
Компрессией называют величину максимального давления в цилиндре, создаваемого
при холостой прокрутке двигателя стартером (например, при отключении свечи
зажигания) . Чтобы измерить компрессию, необходимо вместо свечи установить
компрессометр. Этот прибор представляет собой манометр, соединенный шлангом со
штуцером и обратным клапаном. При вращении коленчатого вала двигателя в шланг
нагнетается воздух до тех пор, пока давление в шланге не сравняется с
максимальным давлением в цилиндре. Его значение зафиксирует манометр.
Видимая простота и доступность снискали компрессометру славу некоего
«универсального» прибора, способного не только определить неисправность, но и
вообще оценить техническое состояние двигателя в целом. К сожалению, эта
универсальность обманчива - полученные результаты измерений часто требуют
специального анализа, и делать по ним однозначные выводы не всегда правильно.
Вот только два тому примера.
Сравнительно новый двигатель не удается запустить. Компрессия в цилиндрах
составляет 0,5-0,6 МПа (5-6 кг/см2 ), что примерно вдвое ниже нормы. Причинами
могут быть механическая поломка или износ деталей цилиндро-поршневой группы. Но
такое же падение компрессии будет наблюдаться, если из-за неисправности системы
управления в цилиндры поступил избыток топлива. Оно смыло масло со стенок
цилиндров, и поршневые кольца перестали надлежащим образом уплотнять полость
камеры сгорания.
Другой случай: у старого двигателя измеренная компрессия составляет 1,1-1,2 МПа.
Норма! Однако двигатель расходует масла свыше 1 л на 1000 км. Оно и понятно,
если принять во внимание износ колец, поршней и цилиндров. В чем же дело? Да
просто большое количество масла, проникающего в камеру сгорания, хорошо
уплотняет зазоры между изношенными деталями.
Как видим, к результатам замеров следует относиться с осторожностью. И, чтобы во
время ремонта не ошибиться в выводах, следует знать, в каких случаях на
результаты измерений можно с уверенностью положиться, а когда - только принять к
сведению.
Что влияет на компрессию?
Теоретически максимальное давление в цилиндре в конце такта сжатия, когда
поршень находится в верхней мертвой точке (ВМТ) , зависит от целого ряда
факторов. С точки зрения ремонтной практики они в конечном счете влияют на
количество поступающего в цилиндр воздуха - чем оно больше, тем выше компрессия.
В первую очередь отметим положение дроссельной заслонки - ее прикрытие или
закрытие, очевидно, сильно уменьшит давление в цилиндре. Понятным образом на
количество воздуха влияет и степень загрязнения воздушного фильтра.
Некоторые механики допускают ошибки в установке фаз газораспределения, например,
при монтаже ремня или цепи привода распределительного вала. Это приводит к
изменению момента закрытия впускного клапана, сдвигая начало сжатия в цилиндре в
ту или другую сторону. Тогда и значения компрессии будут отличаться.
Довольно сильно на компрессию влияют зазоры в приводе клапанов. Так, малый зазор
в приводе впускных клапанов приведет к более позднему их закрытию и,
соответственно, к уменьшению компрессии. Одновременно малые зазоры в выпускных
клапанах увеличат так называемое перекрытие клапанов - величину угла поворота
коленвала, в течение которого открыты одновременно оба клапана в цилиндре.
Результат тот же - компрессия уменьшится.