v.shujsky
Мыслитель
(6545)
11 лет назад
Деятельность абсолютной идеи заключается в мышлении. Цель - в самопознании. В процессе самопознания разум мира проходит три этапа: пребывание самопознающей абсолютной идеи в ее собственном лоне, в стихии чистого мышления (логика, в которой идея раскрывает свое содержание в системе категорий и законов диалектики) ; развитие идеи в форме инобытия в виде явлений природы (развивается не сама природа, а лишь её категории) ; развитие идеи в мышлении и в истории человечества (история духа) . На этом последнем этапе абсолютная идея возвращается к самой себе и постигает себя в форме человеческого сознания и самосознания.
Любовь
Высший разум
(179573)
11 лет назад
Теория Абсолюта
Философия должна строиться в системе категорий саморазвивающегося начала, ибо только в такой системе можно выразить истину — синтез всех своих промежуточных состояний. Началом философии может быть только идеальное понятие — Абсолют. Лишь такое понятие способно разумно объяснить связь всего со всем. Все материальное единично, конечно, не самодостаточно, преходяще и не способно выразить в полной мере разумность всего, что существует.
Абсолют — абсолютный разум (универсальный смысл) мира: «Если мы рассматриваем мышление как подлинно всеобщее всего природного и также всего духовного, то оно выходит за пределы всех их и составляет основание всего» . «Мир — это осуществление божественного разума, игра неразумных случайностей царит только на его поверхности» («Энциклопедия философских наук») .
Абсолют — субстанция и субъект одновременно, который сам творит себя: «Все дело в том, чтобы понять и выразить истинное не как субстанцию только, но равным образом и как субъект» («Феноменология духа») .
Абсолют противоречив, так как представляет единство бесконечного числа противоположностей (противоположных смыслов) .
Противоречия требуют разрешения и побуждают Абсолют к саморазвитию (самопознанию) — последовательному преодолению своей ограниченности.
Саморазвитие Абсолюта носит диалектический, круговой характер, когда начало совпадает с концом, так как только в этом случае все потенции Абсолюта реализуются и он обретает действительность и универсальность: «Сущность всего конечного состоит в том, что оно снимает само себя (само преодолевает свою ограниченность) . Диалектика есть, следовательно, движущая душа всякого научного развертывания мысли, единственный принцип, который вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость... » («Энциклопедия философских наук» )
«Но целое есть только сущность, завершающаяся через свое развитие.. . Оно по существу есть результат, что лишь в конце есть то, что оно поистине, и в том-то и состоит его природа, что оно есть действительное, субъект или становление самим собою для себя» («Феноменология духа») . Бытие Абсолюта есть «становление себя самого, круг, который предполагает в качестве своей цели и имеет своим началом свой конец и который действителен только через свое осуществление и свой конец»