911 ©
Высший разум
(110941)
17 лет назад
Хит-парад или чарт — опубликованный список наиболее популярных в определённый период медиа-продуктов (музыка, книги, кино) . Как правило, списки хит-парадов состоят из не более 10-20 пунктов, располагающихся по мере убывания показателей. Параметры хит-парада определяются информацией о продажах; также существуют критерии проигрыша музыкальных композиций на радио (в музыкальных хит-парадах) , данных по видео- и кинопрокату (в киноиндустрии) . Временной период обычно неделя, реже месяц. Буквально «хит-парад» означает список хитов — т. е. наиболее популярных медиа-продуктов.
Музыкальные хит-парады
В музыкальной индустрии хит-парады учитывают множество критериев: помимо данных по продажам, также в некоторых случаях берут в расчёт данные по проигрышу на радиостанциях и данные по скачиванию композиций через Internet. Одновременно существуют хит-парады, определяемые читателями различных музыкальных журналов, слушателями радиостанций и телезрителями (в случае музыкального телевидения) .
Традиционно существуют хит-парады синглов и долгоиграющих альбомов; в последнее время также получение распространение списки наиболее популярных песен, скачиваемых через Internet.
Первый музыкальный хит-парад был опубликован 4 января 1936 года в американском журнале «Биллборд» (Billboard). С 20 июля 1940 года в журнале стали публиковаться регулярные хит-парады (record charts) пластинок; в 1958 году появилась в «Биллборде» «горячая сотня» (Hot 100) — 100 самых популярных синглов недели. В параметры вычислений входили данные по продажам и репертуару радиостанций. Помимо общего хит-парада (pop charts), также появились хит-парады по отдельным жанрам музыки: кантри, ритм-энд-блюз, танцевальной музыки и т. д. Хит-парад журнала «Биллборд» продолжает оставаться наиболее объективным источником, отражающим состояние музыкального рынка в США.
В Великобритании первый музыкальный хит-парад был впервые опубликован 14 ноября 1952 года в журнале «Нью-Мюзикл-Экспресс» (New Musical Express). Следом появились хит-парады в журналах «Рекорд Миррор» (Record Mirror; 1955) и «Мелоди Мейкер» (Melody Maker; 1958). В Германии хит-парады стали публиковаться журналом «Браво» (Bravo).
В СССР хит-парады стали публиковаться во второй половине 1980-х гг. в «Комсомольской правде» . Отличительной чертой советских и российских хит-парадов является их субъективность: в отличие от западных аналогов, они в своём большинстве не отражают объективные цифры продаж альбомов и синглов, а составляются на основе опросов радиослушателей и зрителей тех или иных средств массовой информации, отражая предпочтения целевой аудитории. Проверить их достоверность, как правило, невозможно.
Хит-парады кино
Хит-парады кинофильмов строятся на основе информации о недельной выручке с кинопроката в кинотеатрах (в США их публикуют на сайте boxofficemojo. В последнее время также появились хит-парады по видеопрокату и видеопродажам (основным видеоносителем является DVD).
Также существуют телевизионные хит-парады, составленные по рейтингам той или иной передачи. В США их публикуют множество журналов (напр. Entertainment Weekly).
Хит-парады книг
В издательской индустрии хит-парад книг именуют списком бестселлеров, который часто делится на художественную (романы и т. п. ) и нехудожественную литературу (биографии, исторические очерки и т. п.) . В России несколько печатных изданий публикует списки бестселлеров.