Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиКалендарьОблакоЗаметкиВсе проекты

Подскажите, пожалуйста, любые упоминания историков о Лжедмитрии 1, его личностных качествах, о феномене самозванства

Effy Stonem Ученик (132), на голосовании 11 лет назад
Голосование за лучший ответ
Алёна Профи (919) 11 лет назад
Истории самозванства Смутного времени посвящена обширная литература. Первоначально все внимание историков было сосредоточено на вопросе о том, кто скрывался под личиной Лжедмитрия I. Большинство историков придерживалось мнения, что имя Дмитрия принял беглый чудовский монах Григорий Отрепьев. Но самый крупный знаток Смутного времени С. Ф. Платонов пришел к заключению, что вопрос о личности самозванца не поддается решению. Подводя итог, историк с некоторой грустью писал: "Нельзя считать, что самозванец был Отрепьев, но нельзя также утверждать, что Отрепьев им не мог быть: истина от нас пока скрыта" (Платонов С. Ф. Вопрос о происхождении первого Лжедмитрия. Статья по русской истории, Спб, 1912г. с. 276).

Столь же осторожной была точка зрения В. О. Ключевского, который отмечал, что личность неведомого самозванца остается загадосной, несмотря на все усилия ученых разгадать ее; трудно сказать, был ли то Отрепьев или кто другой, хотя последнее менее вероятно. Анализируя ход Смуты, В. О. Ключевский с полным основанием утверждал, что важна была не личность самозванца, а роль, им сыгранная, и исторические условия, которые сообщили самозванческой интриге страшную разрушительную силу.

К. В. Чистов рассматривал самозванство в России "как проявление определенных качеств социальной психологии народных масс, ожидавших прихода "избавителя", их веры в "доброго" царя, способного защитить народ от притеснений "лихих бояр" и оградить его от социальной несправедливости.
Как отмечает Р. Г. Скрынников , "неверно мнение, будто Годунов назвал самозванца первым попавшимся именем. Разоблачению предшествовало самое тщательное расследование, после которого в Москве объявили, что имя царевича принял беглый чернец Чудова монастыря Гришка, в миру - Юрий Отрепьев. Московские власти сконцентрировали внимание на двух моментах биографии Отрепьева: его насильственном пострижении и соборном осуждении "вора" в московский период его жизни. Но в их объяснениях по этим пунктам были серьезные неувязки".
Павел Делуков Мыслитель (8691) 11 лет назад
Лжедмитрий IМатериал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск У этого термина существуют и другие значения, см. Лжедмитрий.
Лжедмитрий I
(официально — царь Дмитрий Иванович)

Портрет из замка Мнишков в Вишневце
Государь, Царь и Великий Князь всея Руси

1 (11 июня) 1605 — 17 (27) мая 1606
Коронация: 30 июля (9 августа) 1605
Предшественник: Фёдор II Годунов
Преемник: Василий Шуйский

Вероисповедание: Православие, принял католицизм
Рождение: 15??
Смерть: 17 (27) мая 1606
Москва
Род: претендовал на принадлежность к Рюриковичам
Супруга: Марина Мнишек

Автограф:
Лжедмитрий I на Викискладе

Лжедми́трий I, официально именовавший себя царевич (затем царь) Дмитрий Иоаннович, в сношениях с иностранными государствами — Император Димитрий (лат. Demetreus Imperator) (ум. 17 мая 1606) — царь России с 1 июня 1605 по 17 (27) мая 1606, по устоявшемуся в историографии мнению — самозванец, выдававший себя за чудом спасшегося младшего сына Ивана IV Грозного — царевича Дмитрия. Первый из трех самозванцев, именовавших себя сыном Ивана Грозного, притязавших на российский престол (см. также Лжедмитрий II и Лжедмитрий III).

Похожие вопросы