Фаина Милова
Мыслитель
(8873)
11 лет назад
О Поэте Александре Сергеевиче Пушкине, чьё имя золотыми буквами вписано в историю человеческой цивилизации, написано так много, что невероятно трудно отдать предпочтение каким- то избранным поэтическим или прозаическим строкам .Цитировать можно до бесконечности... И всё же остановлюсь на нескольких, на мой взгляд, , искренних, идущих от сердца, мудрых в своей простоте строках.
Из книги Л. Гинзбург " Литература в поисках реальности": "Любовь к Пушкину ( непонятная для иностранцев) - верный признак человека русской культуры. Любого другого писателя можно любить или не любить - это дело вкуса. НО ПУШКИН КАК ЯВЛЕНИЕ ДЛЯ НАС ОБЯЗАТЕЛЕН. ПУШКИН - СТЕРЖЕНЬ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ, КОТОРЫЙ ДЕРЖИТ ВСЁ ПРЕДЫДУЩЕЕ И ВСЁ ПОСЛЕДУЮЩЕЕ. ВЫНЬТЕ СТЕРЖЕНЬ- СВЯЗИ РАСПАДУТСЯ. "
Из стихотворения протоиерея И. Желтонога, написанного в 1937 году к 100- летию со дня смерти А. А. Пушкина.
А. С. Пушкину
...Тебя Олимп принял, как сына,
И на скрижали золотой
Вписали имя исполина,
Творца поэзии святой.. .
...Для нас в искусстве ты - мессия
И славы дивныя венец,
Что носит с гордостью Россия,
Ты, Пушкин, был её творец.. .
...Сказал ты миру свою правду,
Бессмертный гений и пиит!
ТЫ - ВНЕ ЦЕНЫ. Прими ж в награду
Лишь сердце, где любовь горит.
Из стихотворения К. Бальмонта ( из книги "В раздвинутой дали", 1924 г. )
Отчего
Отчего, хоть нежен Фет,
Если в грезе, на опушке
Неземной предстанет Пушкин,
Вопросив: “Кто твой поэт? ”
Молвлю, чуя ход планет, -
“Ты, конечно, спору нет”.
Отчего, -хоть Тютчев мудрый.
Люб мне Лермонтов,
я рад
Каждой грезе златокудрой,
Песням всем, где русский лад, -
Молвлю.
радостный стократ:
"Только Пушкин - весь наш клад".
Оттого. что только зори
Вводят душу в ряд светил.
Тот, кто с Солнцем в договоре,
Слыша в сердце звон кадил,
Вступит в мир - и звездных сил.
Пушкин - утро освятил.. .
Антон
Гуру
(2511)
11 лет назад
Славных лиц в России много:
Тех, кто край родной любя,
Укреплял Державу строго,
Не жалел в трудах себя.
Тот эскадру вёл отважно,
Тот солдат, тот славный князь.
Дел узор вплетали важный
В историческую вязь.
В сердце каждого потомка
Оставляли яркий след
Честной службой, битвой громкой,
Славой доблестных побед.
И открытием научным,
И правлением с умом,
И стихом красивым, звучным,
Светлой жизнью со Христом.
Нить истории прекрасна
Златом добрых славных дел.
Жизнь того лишь не напрасна,
За Отчизну кто радел.
Смерть поэта
Погиб поэт! — невольник чести —
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!. .
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один как прежде.. . и убит!
Убит!. . К чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор,
И жалкий лепет оправданья:
Судьбы свершился приговор.
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Что ж? веселитесь... — Он мучений
Последних вынести не мог:
Угас как светоч дивный гений,
Увял торжественный венок.
Его убийца хладнокровно
Навел удар.. . спасенья нет:
Пустое сердце бьется ровно,
В руке не дрогнул пистолет.
И что за диво?. . из далека,
Подобный сотням беглецов,
На ловлю счастья и чинов
Заброшен к нам по воле рока;
Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что он руку поднимал!. .
И он убит — и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой,
Воспетый им с такою чудной силой,
Сраженный, как и он, безжалостной рукой.
Зачем от мирных нег и дружбы простодушной
Вступил он в этот свет завистливый и душный
Для сердца вольного и пламенных страстей?
Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
Зачем поверил он словам и ласкам ложным,
Он, с юных лет постигнувший людей?. .
И прежний сняв венок — они венец терновый,
Увитый лаврами, надели на него:
Но иглы тайные сурово
Язвили славное чело;
Отравлены его последние мгновенья
Коварным шопотом насмешливых невежд,
И умер он — с напрасной жаждой мщенья,
С досадой тайною обманутых надежд.
Замолкли звуки чудных песен,
Не раздаваться им опять
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать.
------
А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вам суд и правда — всё молчи!. .
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!
(М. Лермонтов, 1837)
NRM
Ученик
(175)
11 лет назад
Пушкину
Мечтая о могучем даре
Того, кто русской стал судьбой,
Стою я на Тверском бульваре,
Стою и говорю с собой.
Блондинистый, почти белесый,
В легендах ставший как туман,
О Александр! Ты был повеса,
Как я сегодня хулиган.
Но эти милые забавы
Не затемнили образ твой,
И в бронзе выкованной славы
Трясешь ты гордой головой.
А я стою, как пред причастьем,
И говорю в ответ тебе:
Я умер бы сейчас от счастья,
Сподобленный такой судьбе.
Но, обреченный на гоненье,
Еще я долго буду петь.. .
Чтоб и мое степное пенье
Сумело бронзой прозвенеть.
Сергей Есенин 26 мая 1924
Всё - приехала !
Просветленный
(37864)
11 лет назад
А. М. Горький не оставил нам специальных статей о Пушкине, но в его литературно-критическом наследии личность и творчество Пушкина занимают весьма заметное место.
В своей автобиографической повести „В людях“ (глава X) Горький вспоминает о первом своем чтении подростком сказок и поэм Пушкина и о том исключительном впечатлении, какое произвели на него простота и музыка стиха нашего поэта. Увлечение Горького Пушкиным сказалось и в том, что Горький-юноша записывает любимые им стихи поэта в заветную свою тетрадь, задумывает приобрести томик его стихов, читает его произведения окружающим, запоминает отзывы о них и о личности поэта. О Пушкине Горький неоднократно говорит и в своих позднейших мемуарных статьях.
В ранних публицистических и критических выступлениях Горького 90-х и начала 900-х годов имя Пушкина встречается редко, но тем не менее внимательное и продуманное освоение Горьким в эти годы поэтического наследия Пушкина продолжалось, что видно хотя бы из его высказывания 1900 г. : „Будущий историк литературы, говоря о росте русского языка, скажет, что язык этот создали Пушкин, Тургенев и Чехов“.
Углубленное восприятие творчества Пушкина в целом и развернутую историко-литературную его характеристику Горький с большой полнотой и с широкой аргументацией дал в курсе истории русской литературы, читанном им в 1909 г. в каприйской школе для рабочих. Горький тогда же задумал издать свой курс в виде истории русской литературы для народа, но по причине нам неизвестной, это не осуществил. В главе о Пушкине в этом курсе Горький подробно останавливается на ряде основных тем творчества. Он говорит о высоком самосознании и самоопределении Пушкиным себя как личности, гражданина и поэта, об отношении его к светскому, столичному обществу, об отношении к народу, о роли Пушкина в истории русской литературы и литературного языка, о значении поэзии Пушкина для читателя-пролетария.
В дальнейшие годы Горький неоднократно возвращался к характеристике творчества и личности Пушкина уже по частным поводам и темам в своих статьях, мемуарах и даже беллетристических произведениях, давая в них исключительно высокую оценку поэтического наследия Пушкина. Он говорил: „Пушкин и Толстой — нет ничего величественнее и дороже
Галина Китча
Искусственный Интеллект
(100066)
11 лет назад
Дом Пушкина
Бездомность Пушкина извечна и горька,
Жилья родного с детства он не помнит -
Лицейский дортуар без потолка,
Сырые потолки наемных комнат,
Угар вина и карточной игры.
Летит кибитка меж полей и леса.
Дома - как постоялые дворы,
Коломна, Кишинев или Одесса.
Весь скарб нехитрый возит он с собой:
Дорожный плащ, перо и пистолеты, -
Имущество опального поэта,
Гонимого стремительной судьбой.
Пристанищам случайным нет конца,
Покоя нет от чужаков суровых.
Михайловское? - Но надзор отца.
Москва, Арбат? - Но скупость Гончаровых.
Убожество снимаемых квартир:
Все не свое, все временно, все плохо.
Чужой, не по летам его, мундир,
Чужая неприютная эпоха.
Последний дом, потравленный врагом,
Где тонкие горят у гроба свечи,
Он тоже снят ненадолго, внаем,
Который и оплачивать-то нечем.
Дрожащие огни по сторонам.
Февральский снег восходит, словно тесто.
Несется гроб, привязанный к саням, -
И мертвому ему не сыщут места!
Как призрачен любой его приют! -
Их уберечь потомкам - не под силу, -
Дом мужики в Михайловском сожгут,
А немцы заминируют могилу.
Мучение застыло на челе -
Ни света, ни пристанища, ни крыши.
Нет для поэта места на Земле,
Но вероятно, "нет его и выше".
Надежда Антонова
Высший разум
(218641)
11 лет назад
Отрывок из маленькой поэме о Пушкине (Белла Ахмадулина)
1. Он и она
Каков? — Таков: как в Африке, курчав
и рус, как здесь, где вы и я, где север.
Когда влюблен — опасен, зол в речах.
Когда весна — хмур, нездоров, рассеян.
Ужасен, если оскорблен. Ревнив.
Рожден в Москве. Истоки крови — родом
из чуждых пекл, где закипает Нил.
Пульс — бешеный. Куда там нильским водам!
Гневить не следует: настигнет и убьет.
Когда разгневан — страшно смугл и бледен.
Когда железом ранен в жизнь, в живот —
не стонет, не страшится, кротко бредит.
В глазах — та странность, что белок белей,
чем нужно для зрачка, который светел.
Негр ремесла, а рыщет вдоль аллей,
как вольный франт. Вот так ее и встретил
в пустой аллее. Какова она?
Божественна! Он смотрит (злой, опасный) .
Собаньская (Ржевуской рождена,
но рано вышла замуж, муж — Собаньский,
бесхитростен, ничем не знаменит,
тих, неказист и надобен для виду.
Его собой затмить и заманить
со временем случится графу Витту.
Об этом после) . Двадцать третий год.
Одесса. Разом — ссылка и свобода.
Раб, обезумев, так бывает горд,
как он. Ему — двадцать четыре года.
Звать — Каролиной. О, из чаровниц!
В ней все темно и сильно, как в природе.
Но вот письма французский черновик
в моем, почти дословном, переводе.
2. Он — ей
(Ноябрь 1823 года, Одесса)
Я не хочу Вас оскорбить письмом.
Я глуп (зачеркнуто).. . Я так неловок
(зачеркнуто).. . Я оскудел умом.
Не молод я (зачеркнуто).. . Я молод,
но Ваш отъезд к печальному концу
судьбы приравниваю. Сердцу тесно
(зачеркнуто).. . Кокетство Вам к лицу
(зачеркнуто).. . Вам не к лицу кокетство.
Когда я вижу Вас, я всякий раз
смешон, подавлен, неумён, но верьте
тому, что я (зачеркнуто).. . что Вас,
о, как я Вас (зачеркнуто навеки)...
Fanny Fler
Оракул
(52691)
11 лет назад
"Кто знает, что такое слава!
Какой ценой купил он право,
Возможность или благодать
Над всем так мудро и лукаво
Шутить, таинственно молчать
И ногу ножкой называть?. . "А. Ахматова.
**
"Вся его наука —
Мощь. Светло — гляжу:
Пушкинскую руку
Жму, а не лижу.
Прадеду — товарка:
В той же мастерской!
Каждая помарка —
Как своей рукой.
Вольному — под стопки?
Мне, в котле чудес
Сём — открытой скобки
Ведающей — вес,
Мнящейся описки —
Смысл, короче — всё.
Ибо нету сыска
Пуще, чем родство!
Пелось как — поется
И поныне — так.
Знаем, как «дается» !
Над тобой, «пустяк» ,
Знаем — как потелось!
От тебя, мазок,
Знаю — как хотелось
В лес — на бал — в возок…
И как — спать хотелось!
Над цветком любви —
Знаю, как скрипелось
Негрскими зубьми!
Перья на востроты —
Знаю, как чинил!
Пальцы не просохли
От его чернил!
А зато — меж талых
Свеч, картежных сеч —
Знаю — как стрясалось!
От зеркал, от плеч
Голых, от бокалов
Битых на полу —
Знаю, как бежалось
К голому столу!
В битву без злодейства:
Самого — с самим!
— Пушкиным не бейте!
Ибо бью вас - им! " " М. Цветаева.
***
"Александру Сергеичу хорошо!
Ему прекрасно!
Гудит мельничное колесо,
боль угасла,
баба щурится из избы,
в небе -- жаворонки,
только десять минут езды
до ближней ярмарки.
У него ремесло -- первый сорт,
и перо остро.. .
Он губаст и учен, как черт,
и все ему просто:
жил в Одессе, бывал в Крыму,
ездил в карете,
деньги в долг давали ему
до самой смерти.
Очень вежливы и тихи,
делами замученные,
жандармы его стихи
на память заучивали!
Даже царь приглашал его в дом,
желая при этом
потрепаться о том о сем
с таким поэтом.
Он красивых женщин любил
любовью не чинной,
и даже убит он был
красивым мужчиной.
Он умел бумагу марать
под треск свечки!
Ему было за что умирать
у Черной речки. " Б. Окуджава
*****
"Везде холера, всюду карантины,
И отпущенья вскорости не жди.
А перед ним пространные картины
И в скудных окнах долгие дожди.
Но почему-то сны его воздушны,
И словно в детстве - бормотанье, вздор.
И почему-то рифмы простодушны,
И мысль ему любая не в укор.
Какая мудрость в каждом сочлененье
Согласной с гласной! Есть ли в том корысть!
И кто придумал это сочиненье!
Какая это радость - перья грызть!
Быть, хоть ненадолго, с собой в согласье
И поражаться своему уму!
Кому б прочесть - Анисье иль Настасье?
Ей-богу, Пушкин, все равно кому!
И за полночь пиши, и спи за полдень,
И будь счастлив, и бормочи во сне!
Благодаренье богу - ты свободен -
В России, в Болдине, в карантине... "Д. Самойлов, "Болдинская осень".
mimicry
Мудрец
(12027)
11 лет назад
*****************
Как речи импортные узки,
и окончания босы.
Мой дорогой, любимый, русский,
непредсказуемый язык!
...
Ничем лингвистики тупая
не пробиваема броня.
О, нет.. . народ не понимает,
что значит Пушкин для меня;
...
черты оставшегося мая.. .
В пылу напавших сентябрей
непонарошку графоманю
на благо родины моей.
...
*****************
Пушкин еще не родился. Сгружают Финский гранит, золотят, наряжают, Щеголь глядит на возню. Что-то еще выпирает неловко, Но присмотритесь: идет подготовка К майскому этому дню. Александр Кушнер
Пушкин записывает в столбик на черновике\ долги, как зашифрованные стихи. С каждым месяцем эта поэма растет. \ Один едет торговать в Африку, другой\ покупает по случаю в Ростове пальто. \ Вот такая компания. Назовите ее\ компанией страхования жизни - почему бы и нет? \ Судья спрашивает: Кто вас назначил? Григорий Кружков Из книги «НА БЕРЕГАХ РЕКИ УВЫ» 2002
зачем мне знать, откуда Пушкин родом\ И чем любезен был доверчивым народам, \ Как чувства добрые он лирой пробуждал\ И милость к падшим призывал. Виталий Пуханов Из сборника «ПЛОДЫ СМОКОВНИЦЫ» 2003 Из цикла «МЁРТВОЕ-ЖИВОЕ» Зачем мне знать, откуда Пушкин родом
Зачем он руку дал клеветникам ничтожным, \ Зачем поверил он словам и ласкам ложным, \ Он, с юных лет постигнувший людей?.. \ Михаил Лермонтов
Пушкин Зашибись, что Пушкин умер. \Зашибись! \То ли Пушкин, то ли умер. \Зашибись! Дмитрий Шкарин «Уральская новь» 2003, №16 Лилия возвращается II
И в бурных порывах всех чувств молодых\Всегда вольнолюбье дышало, \И острое пламя страстей роковых\В душе горделивой пылало. Иван Козлов 1824 БАЙРОН\А. С. Пушкину
И вышел ты.. . Поспешными шагами, \В лицейский завернувшись плащ, ты шел\Дорожкой белой меж деревьев темных\Туда, туда, в приют уединенья, \В ту рощу дальнюю, где тишь кругом.. . АНТОН АШКЕРЦ. Перевод А. Сиротинина ЦАРСКОСЕЛЬСКИЙ ПАМЯТНИК ПУШКИНУ
И грохот битв - и робкий поцелуй... \И избы - и роскошные хоромы; \И царь державный - и дрянной холуй! \Он патриот - и гражданин Вселенной; \Он слил в себе и Запад, и Восток; \Воздвиг себе он памятник нетленный -\Но как он был непонят, одинок! Александр Дыбин. Из сборника «Русь земная и небесная» 1994 Из цикла О СКОРБЯХ ОТЕЧЕСТВА. \ СВЕТИЛА РУССКОГО ПАРНАСА.
Пушкин и жуковский просят переночевать и обогреться. \ Бунин, православный человек, \ Прожил долгий век. \ Белыми чернилами разрисовал свою кожу, \ Затем записался в Добровольческую армию, \ Затем уехал во Францию, \ Чтобы ронять тяжелые слова ностальгии\ И прослезиться на литургии\ Об усопшем императоре. Василий Филиппов Из цикла "Март 1985" Бунин