Черный Квадрат
Искусственный Интеллект
(127499)
11 лет назад
Опорный план является допустимым решением ТЗ и используется в качестве начального базисного решения при нахождении оптимального решения методом потенциалов. Существует три метода нахождения опорных планов: метод северо-западного угла, метод минимального элемента и метод Фогеля. "Качество" опорных планов, полученных этими методами, различается: в общем случае метод Фогеля дает наилучшее решение (зачастую оптимальное) , а метод северо-западного угла – наихудшее.
Все существующие методы нахождения опорных планов отличаются только способом выбора клетки для заполнения. Само заполнение происходит одинаково независимо от используемого метода. Следует помнить, что перед нахождением опорного плана транспортная задача должна быть сбалансирована.
Метод северо-западного угла
На каждом шаге метода северо-западного угла из всех не вычеркнутых клеток выбирается самая левая и верхняя (северо-западная) клетка. Другими словами, на каждом шаге выбирается первая из оставшихся не вычеркнутых строк и первый из оставшихся не вычеркнутых столбцов.
Для того, чтобы заполнить клетку (i,j), необходимо сравнить текущий запас товара в рассматриваемой i-й строке с текущей потребностью в рассматриваемом j-м столбце .
Если существующий запас позволяет перевезти всю потребность, то
· в клетку (i,j) в качестве перевозки вписывается значение потребности ;
· j-й столбец вычеркивается, поскольку его потребность уже исчерпана;
· от существующего запаса в i-й строке отнимается величина сделанной перевозки, прежний запас зачеркивается, а вместо него записывается остаток, т. е. .
Если существующий запас не позволяет перевезти всю потребность, то
· в клетку (i,j) в качестве перевозки вписывается значение запаса ;
· i-я строка вычеркивается, поскольку ее запас уже исчерпан;
· от существующей потребности в j-й строке отнимается величина сделанной перевозки, прежняя потребность зачеркивается, а вместо нее записывается остаток, т. е. .
Нахождение опорного плана продолжается до тех пор, пока не будут вычеркнуты все строки и столбцы.
Метод минимального элемента
На каждом шаге метода минимального элемента из всех не вычеркнутых клеток транспортной матрицы выбирается клетка с минимальной стоимостью перевозки . Заполнение выбранной клетки производится по правилам, описанным выше.
Метод Фогеля
На каждом шаге метода Фогеля для каждой i-й строки вычисляются штрафы как разность между двумя наименьшими тарифами строки. Таким же образом вычисляются штрафы для каждого j-го столбца. После чего выбирается максимальный штраф из всех штрафов строк и столбцов. В строке или столбце, соответствующем выбранному штрафу, для заполнения выбирается не вычеркнутая клетка с минимальным тарифом .
Если существует несколько одинаковых по величине максимальных штрафов в матрице, то в соответствующих строках или столбцах выбирается одна не вычеркнутая клетка с минимальным тарифом .
Если клеток с минимальным тарифом также несколько, то из них выбирается клетка (i,j) с максимальным суммарным штрафом, т. е. суммой штрафов по i-й строке и j-му столбцу.
5.2. Методические рекомендации
Формально и реальные и фиктивные столбцы и строки в транспортной матрице абсолютно равноправны. Поэтому при нахождении опорных планов фиктивные строки, столбцы и тарифы необходимо анализировать и использовать точно так же как и реальные. Но при вычислении значения ЦФ фиктивные перевозки не учитываются, поскольку они реально не были выполнены и оплачены.
Если величина фиктивных тарифов превышает максимальный из реальных тарифов задачи [], то методы минимального элемента и Фогеля позволяют получить более дешевые планы перевозок, чем в случае с нулевыми фиктивными тарифами.
Задача №5.01
Найти тремя методами опорный план ТЗ, в которой запасы на трех складах равны 210, 170, 65 ед. продукции, потребности четырех магазинов равны 125, 90, 130, 100 ед. продукции,
Доктор Хаус
Гуру
(3213)
11 лет назад
Суть метода
Метод состоит в последовательном переборе строк и столбцов транспортной таблицы, начиная с левого столбца и верхней строки, и выписывании максимально возможных отгрузок в соответствующие ячейки таблицы так, чтобы не были превышены заявленные в задаче возможности поставщика или потребности потребителя. На цены доставки в этом методе не обращают внимание, поскольку предполагается дальнейшая оптимизация отгрузок.
Дальнейшая оптимизация решения
Полученное методом северо-западного угла решение транспортной задачи, скорее всего, окажется не оптимальным, поскольку в нем не учитываются цены доставки. Для его проверки на оптимальность и дальнейшей пошаговой оптимизации используют метод потенциалов. Для получения начального решения можно также использовать метод минимальных тарифов или метод Фогеля, которые чаще выдают более оптимальное решение, но также требуют проверки на оптимальность и оптимизации методом потенциалов.