❄Небесная Даль❄
Высший разум
(555431)
11 лет назад
Продюсер в кинематографе выполняет сложную и многозначную роль. С одной стороны, это предприниматель, организующий всю финансовую и техническую сторону производства фильма и берущий на себя инициативу начала и 'ответственность за благополучное окончание съемок. С другой стороны, именно продюсер выбирает или, в крайнем случае, утверждает автора сценария, режиссера, композитора, членов исполнительской группы, заключает с ними договоры на создание их вкладов в фильм и уступку прав на их использование в аудиовизуальном произведении и, таким образом, является правообладателем, носителем авторских и исполнительских прав. Механизм перехода прав от первичного их обладателя и в основном объем прав и полномочий, которые могут быть переданы творцом продюсеру, вызывают бурные споры как у самих деятелей кинематографии, так и у юристов. Недаром наиболее часто употребляемое сравнение, когда речь идет об участниках создания кинематографического произведения - "волки и овцы", причем каждый из членов съемочной группы считает себя овцой, Продюсер не диктатор, он не может непосредственно воздействовать на творческий процесс сценариста, режиссера, композитора, актеров, которых он пригласил, обычно в договоре указываются пределы, в которых продюсер может предлагать (а не требовать) внесения изменений в создаваемый автором вклад в аудиовизуальное произведение. С другой стороны, если расхождения предпринимателя и творца принимают непримиримый характер, продюсер может расторгнуть договор и найти более близкого автора либо более сговорчивого.
Продюсер занимается непосредственно производством как хозяйственной деятельностью, ищет источники финансирования проекта, потом обеспечивает (к сожалению, не всегда успешно) возврат полученных средств, организуя максимально выгодную реализацию готового аудиовизуального произведения. Для того, чтобы свободно действовать, ему необходимо обладать правами на использование созданного при его непосредственном участии фильма.
Российский продюсер сегодня - это предприниматель, чья деятельность состоит в организации творческого и производственного процессов создания фильма и его дальнейшего использования. В соответствии с действующим законодательством продюсером может быть как физическое, так и юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы, которое возьмет на себя инициативу и ответственность в этой деятельности. Организация творческого процесса фильмопроизводства для продюсера состоит в приглашении авторов будущего фильма, приобретении прав на использование результатов их творческой деятельности в создании аудиовизуального произведения, а также получении по возможности наибольшего объема прав на него, в подборе творческого и технического состава съемочной группы, приглашении актеров, обеспечении максимально благоприятных условий для их работы. Все перечисленные лица связаны с продюсером договорными отношениями разного рода, и фактически взаимодействие участников процесса съемок идет только через продюсера, в пределах, закрепленных в соглашениях между ним и каждым представителем кинопрофессий. В этой деятельности продюсер часто обращается к услугам актерских и иных агентств. Деятельность же по привлечению творческого состава, особенно установление договорных отношений с авторами будущего фильма, должна осуществляться в тесном контакте с организациями, представляющими имущественные интересы творцов и управляющими ими на коллективной основе. Например, во французском типовом авторском договоре есть специальная оговорка (clause de reserve), запрещающая под страхом исключения из членов авторам заключать соглашения с продюсерами без визы такого общества, которое следит за соблюдением интересов авторов и за включением в договор норм, позволяющих обществам собирать авторское вознаграждение за вторичное использование.